Меньше месяца осталось до начала председательства Германии в Евросоюзе. По оценке наблюдателей, общие цели и задачи Германии на этом значимом для общеевропейской политики посту примерно на 80 процентов совпадут с целями и задачами ее предшественника — Финляндии. Одним из главных отличий курса Германии от предыдущих стран-председателей в ЕС станет стремление ФРГ привлечь внимание членов Евросоюза к Центральной Азии. И речь здесь идет не только об экономических интересах, но и попытке интеграции общеевропейских ценностей в политический ландшафт региона, находящегося сегодня в большей степени под влиянием России и Китая. Об этом в эксклюзивном интервью нашему берлинскому корреспонденту Оксане Евдокимовой рассказал Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Гюнтер Нооке.
По мнению ряда экспертов, в ходе председательствования в ЕС Германия в том, что касается прав человека в Центральной Азии и России, будет подвергнута большому испытанию. Этого мнения, в частности, придерживается депутат от Свободной демократической партии Германии Флориан Тонкар. Выступая на прошлой неделе в Бундестаге на заседании, посвященном правам человека, он сделал следующее заявление:
— Энергетическая зависимость Германии от России и стран Центральной Азии увеличивается. С ростом нашей зависимости от этих стран уменьшаются наши возможности оказывать там влияние на ситуацию с правами человека, которая в последнее время резко ухудшилось. Это является стратегической проблемой нашей политики в области прав человека.
С критикой в адрес немецкого правительства выступает и крупнейшая правозащитная организация «Международная амнистия». По мнению ее сотрудников, в концепции по Центральной Азии, предлагаемой германской стороной, правам человека отводится второстепенное место. По словам Уполномоченного германского правительства по правам человека Гюнтера Нооке, на время своего председательства в ЕС ФРГ использует все возможности для того, чтобы не на словах, а на деле доказать, что для немецких властей права человека играют ключевую роль.
— Для меня решающую роль все-таки играет не то, что значится на бумаге, а конкретные действия нашего правительства, направленные на защиту прав конкретных людей. И в этой связи я хочу напомнить об освобождении оппозиционного узбекского журналиста Улугбека Хайдарова, которое произошло после переговоров с властями этой страны нашего министра иностранных дел.
В интервью нашей радиостанции Гюнтер Нооке вкратце рассказал о том, что прописано в стратегической концепции Германии по Центральной Азии. По его словам, главным в ней является намерение Германии направить свои усилия на то, чтобы установить и укрепить партнерские отношения между странами этого региона и членами Европейского Союза:
— Мы бы не хотели, чтобы эти пять стран, которые стратегически важны для Европы, прежде всего, из-за энергетических запасов, были «завязаны» только на Китае и России. Нам важно попытаться сделать для них более близкими общеевропейские ценности, представления о демократии и свободе. Тема прав человека является неотъемлемой частью нашей политики, и именно тут мы должны пытаться оказать давление на правительства центрально-азиатских стран. Это может происходить в такой форме: мы обеспечиваем вас прочными экономическими связями с Европой, а за это вы перестаете нарушать права человека.
Беспокойство у Уполномоченного правительства Германии по правам человека Гюнтера Нооке, который лично объездил Центральную Азию в июне этого года, вызывает неразвитость системы демократических институтов и гражданского общества не только в Узбекистане и Туркменистане, но и в Казахстане, где в последнее время государство все больше давления оказывает на СМИ:
— Оказать реальную поддержку оппозиции и гражданскому обществу в Центральной Азии мы сможем только в том случае, если правительства этих стран дадут там развиваться демократии. По крайне мере, они должны допустить наличие свободного мнения, политических дебатов в своих странах и не должны сажать за решетку тех, кто критически настроен по отношению к власти. Им должно стать ясно, что это не те стандарты, по которым мы работаем в Европе, и с такой ситуацией мы мириться не станем.
По мнению Гюнтера Нооке, несмотря на ту пропасть, которая все еще разделяет Европу и Центральную Азию в сфере прав человека, у них есть общие интересы. Пути соприкосновения — помимо углубления экономических связей — можно искать в вопросах борьбы с терроризмом, не забывая при этом о правах человека, подчеркивает Гюнтер Нооке:
— Проблема в том, что мы не должны позволить центрально-азиатским странам «записывать» в ряды террористов любого неугодного властям оппозиционера за то, что тот по отношению к ним критически настроен.
По словам Гюнтера Нооке, полноценное сотрудничество между Европой и конкретно Узбекистаном может осложниться в том случае, если правительство в Ташкенте не примет усилий, направленных на полный запрет применения пыток на территории страны. В этой связи Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека ссылается на данные спецдокладчика ООН по пыткам Манфреда Новака, который после визита в Узбекистан заявил, что там практика применения пыток правоохранительными органами приобрела систематический характер. Гюнтер Нооке надеется, что Ташкент начнет прислушиваться к призывам международной общественности и примет необходимые меры по улучшению ситуации в местах лишениях свободы:
— Тема пыток напрямую связана с условиями содержания заключенных в тюрьмах этих стран. Центрально-азиатские республики являются очень бедными странами, и поэтому уже сами условия, в которых вынуждены находиться заключенные, можно расценивать с точки зрения западных стандартов как пытки. Посетив женскую колонию в Ташкенте, я словно оказался в средневековье. Конечно, нельзя сравнивать берлинскую тюрьму с ташкентской. Качество жизни в обеих странах настолько разное, что, наверное, узник немецкой тюрьмы живет лучше человека, находящегося на свободе в Узбекистане. Поэтому я, будучи Уполномоченным по правам человека, хочу донести до европейской общественности информацию об общей ситуации, в которой пребывают люди этого региона, чтобы помочь европейцам лучше понять реальные проблемы стран Центральной Азии и наладить между ними отношения.
Гюнтер Нооке считает, что помимо политики, связанной с соблюдением прав человека, германское правительство должно оказывать центрально-азиатским странам помощь в их развитии в целом и тем самым вносить вклад в укрепление стабильности в этом регионе. По словам Нооке, работа в этом направлении была бы намного эффективнее, если бы правительства республик Центральной Азии больше думали о конкретных нуждах людей, чем о своих собственных интересах. Пока же, убежден Гюнтер Нооке, власти в этих странах заняты ужесточением своего контроля над обществом.
Источник : Немецкая волна.