Председательствующей в ЕС Швеции пришлось защищать свой правозащитный мандат после подписания нового торгового договора с Туркменистаном. «Права человека важны для Швеции и ее роли президента ЕС, и они, на самом деле, являются важным элементом соглашения», —заявила 29 июля EUObserver посол Швеции в ЕС Ульрика Барклунд-Ларссон.
«В более широком смысле, права человека и диктатура закона являются основанием отношений ЕС с Туркменистаном и со всем среднеазиатским регионом».
Г-же Барклунд-Ларссон пришлось выступить с подобными замечаниями, после того как две правозащитные группы раскритиковали то, как Швеция урегулировала подписание нового соглашения.
27 июля министры иностранных дел ЕС ратифицировали Промежуточное торговое соглашение (ПТС), выпустив заявление, состоявшее всего из четырех строчек и не содержавшее ни одного комментария по поводу политической ситуации в Туркменистане, который является диктатурой с огромными запасами природного газа.
ПТС было предметом многолетней борьбы в Брюсселе, где существует страх, что ЕС жертвует своими этическими принципами ради энергетической безопасности.
«Молчаливое принятие ПТС [государствами-участниками] является последним примером слабого позиционирования ЕС по отношению к одному из самых закрытых режимов мира, на уровне с Северной Кореей и Бирмой», — заявила Жаклин Хейл из Института Открытое Общество.
«Тот факт, что они даже не упомянули права человека, принимая соглашение, многое говорит об отсутствии у них настоящей приверженности решению этих вопросов», — добавила Вероника Голдстон из организации Human Rights Watch.
За последние несколько месяцев отношения между ЕС и государствами Средней Азии начали набирать ход параллельно планам ЕС построить в регионе газопровод.
Высокопоставленные европейские дипломаты и чиновники отправились 29 июля в Ашхабад и Ташкент, и Европейская комиссия очень хочет открыть в обеих столицах посольства.
Швеция ожидает, пока Франция и Великобритания ратифицируют более широкое Соглашение по партнерству и сотрудничеству с Туркменистаном, прежде чем предоставить досье на одобрение Европейского парламента.
В октябре ЕС также обсудит, снять ли последние санкции — эмбарго на продажу оружия — с Узбекистана. Эти санкции были наложены после массового убийства демонстрантов в 2005 году.
ПТС с Туркменистаном содержит «пункт по приостановке действия», который может привести к временному прекращению соглашения в случае серьезного нарушения прав человека, но чиновники ЕС не смогли сказать, какого рода нарушение может спровоцировать процесс приостановки.
Эндрю Реттман
Перевод Inosmi.ru
Источник :: EUObserver (Бельгия)