Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан:отсутствие эффективной реформы в области прав человека.

Туркменистан:отсутствие эффективной реформы в области прав человека.

Amnesty International, Доклад

Введение

На протяжении многих лет население Туркменистана страдает от систематических и массовых нарушений прав человека. В декабре 2006 года, когда в качестве исполняющего обязанности президента к власти пришёл Гурбангулы Бердымухамедов, появилась надежда на изменения в отношении к правам. Однако новое правительство почти ничего не предприняло для того, чтобы устранить нарушения, вызывавшие озабоченность Amnesty International и других правозащитных организаций, а также международного сообщества. Злоупотребления не прекращаются, а полиция, силовики и прочие облечённые властью по-прежнему пользуются безнаказанностью.

В настоящем докладе Amnesty International приводит документальные свидетельства того, что туркменские власти не соблюдают следующие права человека:

— право на свободу слова;

— право на свободу объединений;

— право на свободу вероисповедания и убеждений;

— право на справедливый суд, особенно в делах, имеющих политическую подоплёку;

— право на свободу от пыток и других видов жестокого обращения;

— право на альтернативную гражданскую службу (для сознательных отказчиков от воинской службы);

— право на свободу передвижения и право свободно выбирать себе место жительства;

— право на свободу от дискриминации.

В докладе освещаются изменения, произошедшие с момента смерти Президента Сапармурата Ниязова в декабре 2006 по 16 июня 2008 года включительно. В документе также подчеркиваются систематические нарушения прав человека, укоренившихся в правление Президента Ниязова и продолжающихся до сих пор. Доклад заканчивается перечнем рекомендаций туркменским властям и международному сообществу, призванных значительно улучшить положение с правами человека в стране.

22 декабря 2006 года, спустя день после того, как было объявлено о смерти Президента Ниязова, спикер парламента (который, согласно Конституции, должен был приступить к исполнению обязанностей президента) был отстранён от должности, а впоследствии арестован. Пост исполняющего обязанности президента занял вице-премьер правительства, министр здравоохранения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухамедов. Из Конституции были исключены положения, запрещавшие исполняющему обязанности президента участвовать в президентских выборах, и после выборов, состоявшихся 11 февраля 2007 года, Гурбангулы Бердымухамедов занял пост президента. Остальные пять кандидатов состояли в Демократической партии Туркменистана — единственной зарегистрированной политической партии страны.

Президент Бердымухамедов весьма противоречиво высказывался на тему прав человека. На фоне многочисленных заверений в намерениях защищать права человека, президент в ряде случаев отрицал, что в стране имеют место нарушения прав человека. Он отстранил от должности двух министров внутренних дел, обвинив их в использовании методов, по всей видимости, связанных с нарушениями прав человека. При этом власти не предложили никаких конкретных мер по искоренению безнаказанности за нарушения, совершённые в прошлом, и существенных мер по укреплению защиты прав человека.

При Президенте Бердымухамедове произошёл ряд положительных сдвигов. В их числе:

— освобождение некоторых заключённых и отмена условных приговоров по ряду дел, привлёкших внимание международного сообщества;

— открытие нескольких интернет-кафе в некоторых местах страны;

— восстановление 10-летнего обязательного школьного образования;

— возврат к 5-6 летнему сроку обучения в вузах;

— возобновление выплаты пенсий, которые были отменены либо уменьшены в 2006 году;

— ослабление ограничений на передвижение граждан внутри страны.

Однако даже эти небольшие шаги осуществлялись в довольно узких рамках. Так, например, заключённые были помилованы президентом, а не освобождены по решению суда, который бы отвечал нормам справедливого судебного разбирательства. От них потребовали признать свою вину и покаяться. Власти сделали интернет более доступным, но при этом усилили блокаду сайтов, содержащих статьи о нарушениях прав человека и критические высказывания в адрес правительства.

Есть риск, что международное сообщество переоценивает шаги, предпринятые правительством Президента Бердымухамедова. Нельзя закрывать глаза на положение с правами человека в стране, по-прежнему пугающее. Активист-общественник из Туркменистана сказал Amnesty International: «[Многие дипломаты] понимают, что это лишь имитация реальных реформ, но им этого достаточно. Всё, что им нужно, — видимость реформ, чтобы они могли вести бизнес с властями Туркменистана, не опасаясь обвинений в сотрудничестве с репрессивным режимом».

Заниматься изучением прав человека в Туркменистане крайне сложно. Лишь малая толика случаев их нарушения попадает в поле зрения международных наблюдателей-правозащитников. Представителям неправительственных правозащитных организаций отказывали во въезде в страну. Власти сделали невозможной открытую работу туркменских правозащитников внутри страны, вынудив некоторых из них отправиться в изгнание. Независимым активистам гражданского общества зачастую не позволяют встречаться с международными делегациями Организации Объединённых Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также с представителями правительств других государств, наносящих визиты в Туркменистан.

На протяжении многих лет сохраняется плотный контроль над такими каналами связи, как интернет и телефонные линии, в том числе с целью не допустить утечки информации о нарушениях прав человека в международные правозащитные организации и международные СМИ. Недавно туркменские власти, по сообщениям, прибегли к новейшим технологиям, позволившим им ужесточить контроль над интернетом и электронной почтой. Как сказал Amnesty International активист-общественник, «[нововведения] практически исключили возможность того, что независимые туркменские журналисты, диссиденты и активисты гражданского общества смогут устанавливать контакты со своими зарубежными коллегами и международными СМИ».

В тексте доклада вопросы, вызывающие озабоченность организации, по возможности иллюстрируются конкретными примерами. Однако многие пострадавшие, опасаясь последствий для себя и своих родственников, просили Amnesty International не публиковать их имена и любые сведения, которые бы позволили установить их личность. Имена большинства туркменских активистов-общественников и верующих, помогавших готовить настоящий доклад, также не разглашаются из соображений безопасности.

Поскольку Amnesty International уже многие годы лишена возможности отправлять своих исследователей в Туркменистан для сбора фактической информации на местах, в докладе использованы материалы из открытой печати и сведения, поступившие в организацию из ряда источников, включая активистов гражданского общества, живущих как в самом Туркменистане, так и за пределами страны, журналистов, оппозиционных политиков в изгнании, представителей религиозных меньшинств, родственников заключённых, правительственных источников и дипломатов. Письма, которые Amnesty International направляла руководству страны, остались без ответа.

Amnesty International (Международная Амнистия)

Последние новости

Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции