Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменский Хельсинкский Фонд о визовом режиме в Туркменистане.

Туркменский Хельсинкский Фонд о визовом режиме в Туркменистане.

Туркменское правительство, учитывая нарастающее международное давление, на ходу меняет форму своей лицемерной политики, не изменяя ее сути.

5 января 2004 года на заседании кабинета министров Туркменистана Ниязов выступил с утверждением, что требований о выездных визах в стране никогда не существовало: "В Туркменистане нет как таковой системы выездных виз".

7 января МИДом страны распространено сообщение о том, что с 9 января 2004года в Туркменистане отменены выездные визы.

Что это, очередная ложь, рассчитанная на безграмотное поколение, подросшее за время независимости Туркменистана? Некомпетентность мидовских работников? Пыль в глаза мировому сообществу? Или, воистину, левая рука не знает, что делает правая?

Напомним, что с 1 марта 2003 года в Туркменистане был (на тот момент уже повторно) введен порядок выездных виз. Ниязов лицемерно утверждает, что ужесточение контроля за выездом из страны было связано с ноябрьскими 2002 года событиями. На самом деле практика выездных виз начала неофициально вводиться еще в 1998 году, когда туркменские власти стали практиковать использование тайных списков лиц, нелояльных режиму, которым запрещалось выезжать из страны. В январе 2002 года список неблагонадежных лиц, к тому моменту значительно увеличившийся, был введен в компьютеры всех погранпуктов страны.

"Выезд из Туркменистана, - отмечается в заявлении министерства, - осуществляется при предъявлении гражданином своего паспорта, а также при наличии въездной визы в иностранное государство, или документа, подтверждающего возможность въезда в иностранное государство".

Почему-то, туркменские чиновники “забыли” уточнить, а как быть с теми странами которые не требуют въездной визы (например, Турция ставит разрешительный штамп в паспорт непосредственно по приезду иностранца в страну)? Или, граждане имеющие юридическое право въезжать без визы (например, лица с двойным, российско-туркменским гражданством)? Какой документ в данном случае должны будут предъявлять туркменские граждане в МИД страны? Или это очередная зацепка для коррумпированных чиновников-вымогателей, общипывающих туркменских граждан по любому поводу, и без повода?

Члены ТХФ, проживающие в Туркменистане подтвердили, что граждане страны, желающие выехать за ее пределы, на данный момент должны заполнить в консульском отделе МИДа специальную анкету, в которой необходимо подробнейшим образом указать куда, с какой целью, к кому и на какой срок намерен выехать человек.

Работники турагентств подтвердили, что процедура ожидания ответа длится от одного и более месяцев. Нередки случаи отказа. При этом причину отказа работники МИДа не указывают, что является нарушением права граждан на получение информации. Напомним также, что до сих пор не отменена часто используемая туркменскими чиновниками практика незаконного отказа в выезде незамужним девушкам и женщинам до 35 лет, если их не сопровождает кто-либо из родственников. Существование подобной практики является одним из видов дискриминации женщин в Туркменистане.

Сотрудница туркменского МИДа посетовала, что аппарат президента не считает необходимым ставить их в известность о действиях, затрагивающих работу МИДа. Скорее всего, данная поспешность вызвана желанием туркменского правительства создать видимость выполнения Туркменистаном требований международного сообщества, и в первую очередь правительства США, о снятии ограничений на выезд из страны.

И еще. Туркменские власти упорно обходят молчанием вопрос о свободе передвижения внутри страны. До сих пор миллионы граждан Туркменистана лишены права на свободу передвижения внутри государства. Например, для того чтобы жителю столицы попасть в Дашогуз и дашогузский велаят, он должен получить официально оформленное властями приглашение из этой северной области. Доходит до абсурда: уроженцы Дашогузского велаята, проживающие в других городах страны, для того, чтобы навестить своих родственников, должны иметь разрешение-приглашение. Такой порядок распространяется не только на северную область, но и на ряд этрапов Лебапского велаята, граничащих с Узбекистаном.

ТХФ уверен, что в действительности в Туркменистане продолжается политика ужесточения визового режима. Туркменское правительство, учитывая нарастающее международное давление, на ходу меняет свою тактику. Об этом свидетельствует и недавнее выступление Ниязова, строго потребовавшего от туркменских чиновников ужесточить въездной и выездной контроль не дожидаясь подписи президента: ”Почему вы все время ждете моего официального указа? Учитесь самостоятельности. Не надо постоянно ссылаться на президента!” Налицо судорожная попытка переложить ответственность на плечи окружающих.

Жителям Туркмении нет разницы как называется разрешение на выезд: приглашение, виза, или разрешительная запись. В любом случае им приходится проходить унизительную процедуру проверки на благонадежность существующему режиму. А это - явное нарушение права граждан на свободу передвижения как внутри страны, так и за ее пределами. Как показывает практика, пока у власти тоталитарные режимы, не стоит надеяться и ждать каких-либо коренных улучшений в области прав человека.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.