Президент Туркмении С.Ниязов распорядился создать специальную комиссию по расследованию деятельности бывшего генерального прокурора К.Атаджановой. Туркменбаши в понедельник заявил, что выявлены вопиющие факты беззакония со стороны Атаджановой и ее подчиненных.
Открывая расширенное совещание с руководством силовых структур республики, С.Ниязов сообщил, что в последнее время судьи, сотрудники МВД, МНБ и других органов правопорядка начали совершать преступления, и делали это совместно с прокурорами. Президент заявил, что каждую неделю увольняет по одному судье, а теперь очередь дошла до прокуратуры.
«Я бесконечно доверял Атаджановой, - заявил президент, - но ее проблемы с законом начались с собственного дома. Дом был двухэтажный, с несколькими десятками комнат. Я просил тебя снести этот дом, - обратился Туркменбаши к Атаджановой и рассказал, что государство дало ей хорошую квартиру в новом доме, но она скрытно построила трехэтажный дом возле источника «Ашхабадские Минводы». И после этого, шесть месяцев тому назад, на нее пало подозрение в нечестности».
Далее С.Ниязов рассказал о том, как Атаджанова продолжала совершать преступления, как она в корыстных целях затягивала расследование дел против бывшего главы аппарата президента Р.Сапарова, бывшего вице-премьера Ё. Гурбанмурадова и многих других. Туркменский лидер посетовал на то, что ошибался, считая, что это Атаджанова руководила расследованием дела в отношении Б. Шихмурадова, лидера оппозиции, в 2002 году обвиненного в попытке совершения государственного переворота. Кстати, именно тогда имя К. Атаджановой обрело известность в мире, поскольку с ним связывались громкие процессы, прошедшие в Туркмении в 2002-2003 годах по делу о так называемом покушении на президента. В результате к длительным срокам заключения по сфабрикованным обвинениям были приговорены десятки оппозиционеров и людей, заподозренных режимом в связях с оппозицией, сотни их родственников и знакомых также посажены или отправлены в ссылку. И вот теперь, по словам Туркменбаши, выяснилось, что Атаджанова использовала свое положение для получения взяток, а на самом деле расследование по делу Б.Шихмурадова и других главных обвиняемых вел ее тогдашний заместитель Огшуков, теперь сменивший генерального прокурора на этом посту.
Сам Огшуков также выступил на совещании и сообщил ряд конкретных сведений о ходе следствия в отношении Атаджановой. Согласно его словам, арестовано имущество бывшего генерального прокурора: 13 жилых домов, кирпичный завод, мельница для очистки риса, пять автомобилей, три трактора, бульдозер, два строительных башенных крана, 40 гектаров земли, более 6 миллионов долларов и так далее. Кроме того, нынешний генеральный прокурор Туркмении рассказал о преступной деятельности родственников Атаджановой. Он заявил, что приемный сын Атаджановой в октябре 2002 года был задержан при попытке реализации более 16 килограммов героина. Брат Атаджановой, получив от нее 100 тысяч долларов, на эти деньги организовал канал реализации наркотиков под прикрытием тогдашнего генерального прокурора.
Выслушав обвинения в свой адрес, К.Атаджанова признала свою вину и попросила С.Ниязова о снисхождении. «Умоляю тебя, мой великий вождь, прости меня, не сажай меня, оставь меня на свободе," – сказала она.
На это президент ответил, что уже однажды поверил ей и оставил на свободе, но она не помогала следствию. «Я тебя простить не могу, но если поможешь нам, то посмотрим, что с тобой делать», - сказал С.Ниязов.
Все эти выступления продемонстрировало местное телевидение. Однако определенные важные моменты совещания остались за телевизионным кадром и, соответственно, вне поля зрения общественности. Как сообщил корреспонденту «НВ» Оразу Сарыеву присутствовавший на совещании высокопоставленный сотрудник одного из силовых ведомств, не транслировалась та часть мероприятия, в ходе которой С.Ниязов обвинил и нового генерального прокурора Огшукова в причастности к преступной деятельности Атаджановой. Источник считает, что и Огшукова вскоре ждет скамья подсудимых. Силовикам известно, что в службе президентской охраны есть следственная группа, которая занимается делом Атаджановой и ее пособников. По имеющимся сведениям, дело Огшукова выделено в отдельное производство.
К этому остается добавить, что во вторник международная правозащитная организация Туркменский хельсинский фонд обнародовала пресс-релиз под названием «Бумеранг туркменского правосудия». В этом документе говорится, что, воспользовавшись событиями 25 ноября 2002г., когда власти объявили о попытке покушения на президента, К. Атаджанова практику преследованиям по признакам родственной принадлежности, землячеству или лояльности к тому или иному человеку сделала неотъемлемой частью полуофициальной государственной политики. Под непосредственным руководством Атаджановой десятки тысяч невинных людей лишились свободы, не говоря уже о незаконных изъятиях собственности, имущества, требований откупа и др. «Бережно опекаемая туркменской “железной леди” система преследований по родственному признаку в эти дни бумерангом вернулась к одному из ее авторов. По сведениям ашхабадцев, уже начался арест родственников самой Атаджановой», - сообщает ТХФ.
В. Волков, О.Сарыев «Немецкая Волна» 25 апреля 2006 г.