Производство хлопка уже многие десятилетия является основной экономической деятельностью в Узбекистане и в меньшей степени в Таджикистане и Туркменистане. Однако резкое снижение мировых цен на хлопок-сырец сейчас представляет серьезное экономическое испытание для стран Центральной Азии.
Международная кризисная группа (International Crisis Group, ICG), неправительственная организация, занимающаяся вопросами предотвращения конфликтов, в своем новом докладе предупреждает о том, что продолжающаяся зависимость от хлопка может привести к появлению социальных, политических и экологических проблем в регионе. Согласно документу, хлопковая экономика характеризуется принудительным трудом, экологическими выбросами и потенциалом для общественного несогласия.
Производство хлопка долгое время считается препятствием для диверсификации центральноазиатского сельского хозяйства. В новом же докладе ICG говорится о том, что монокультура хлопка может привести к более серьезным проблемам.
Автор доклада аналитик Майкл Холл говорит, что его исследование выявило, что тысячи студентов в регионе принудительно трудятся на полях в небезопасных условиях и за маленькую оплату. Серьезные экологические проблемы вызываются обильным орошением, необходимым для полива хлопковых полей.
На презентации в Нью-Йорке, спонсированной Институтом Открытое Общество, Холл заявил, что основные страны-производители хлопка в регионе, которые считаются одними из самых бедных странам в бывшем СССР, должны перейти на альтернативные культуры до появления более серьезных экономических трудностей.
"Правительства этих трех стран - Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана - до сих пор сильно вовлечены в сельскохозяйственный сектор. При отказе от вмешательства или указаний "сверху" на бумаге, правительства региона на самом деле зачастую диктуют фермерам, что им выращивать. Таким образом, это является еще и политическим вопросом - вопросом политического контроля", - заявил Холл.
Узбекистан является пятым крупнейшим производителем хлопка в мире и страной, наиболее зависящей от хлопка из всех центральноазиатских стран.
По оценке Всемирного банка, экспорт хлопковолокна в Узбекистане в 2003 году составил 883 млн долл. Хлопок - вторая статья экспорта по объему после золота. Получая более трети общего экономического производства от сельского хозяйства, Узбекистан также является наиболее аграрной страной среди производителей хлопка в регионе.
В докладе ICG предупреждается, что сильная зависимость Центральной Азии от хлопка привела к низкому уровню выращивания других сельхозкультур и влияет на поставки продовольствия во всех вышеуказанных республиках. Например, Таджикистан покрывает лишь половину злаковых и зерна, необходимого для населения.
По словам Холла, компенсируют эту нехватку путем продаж хлопка для закупки продуктов питания, что является неэффективным и нестабильным способом прокормить население. "Когда население не получает заслуженной оплаты за определенную сельхозкультуру и когда экономика построена вокруг этой культуры, единственной системой, способной собрать выращенный урожай, является система очень-очень жесткого социального и политического контроля, при которой все сельское население является крепостной рабочей силой. Именно это мы видим в отдельных частях Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана".
В докладе отмечается, что менталитет монокультуры в настоящее время ведет к появлению серьезных проблем в связи с неудовлетворительным состоянием мировой хлопковой индустрии. Министерство сельского хозяйства США отмечает, что потребление хлопка-сырца продолжает переходить от стран с высоким уровнем оплаты труда к странам с низким уровнем оплаты. В то же время потребление хлопка развитыми странами постепенно снижается.
Посольства Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана в Вашингтоне не ответили на запросы Радио Свободы прокомментировать доклад ICG и политику своих правительств в области хлопка.
Уэйн Мэри из Американского совета иностранной политики (Вашингтон) сообщила в интервью Радио Свободе, что, несмотря на стабильное падение мировых цен, страны-производители хлопка Центральной Азии никогда не показывали признаков того, что они намерены сотрудничать между собой.
"Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан никогда не соревновались друг с другом, что означает, что они не пытались сотрудничать для того, чтобы удержать цены. Они работают исключительно на национальном уровне", - отметила Мэри.
В первые годы независимости чиновники Узбекистана критически отзывались о политике монокультуры хлопка при советской власти. Примерно десять лет назад правительство страны решило диверсифицировать сельское хозяйство и выращивать зерно вместо хлопка, в основном пшеницу.
Чиновники объясняли это необходимостью укрепления национальной безопасности через экономическое самообеспечение. Но инициатива ни к чему не привела. Население не покупало выращенные в стране пшеницу и злаковые, которые были низкого качества. В конце концов, Узбекистан вернулся к выращиванию хлопка.
По словам Мэри, с тех пор предпринимались попытки диверсифицировать культуры. Но до сих пор в выигрыше оказывались сторонники выращивания хлопка. "Узбекистан имеет наиболее диверсифицированную экономику региона, но правительство уделяет очень большое внимание хлопку, и в большой степени его монокультура является одним из худших признаков, унаследованных Узбекистаном от советской системы центрального планирования".
В советское время переработка хлопковолокна в ткань осуществлялась исключительно в европейской части СССР. Сейчас страны Центральной Азии пытаются производить ткань самостоятельно, чтобы продавать не только сырье. Почти весь произведенный в регионе хлопок продается в виде сырья за низкую цену.
Майкл Холл отмечает, что Узбекистан предпринял более последовательные шаги для развития инфраструктуры по переработке хлопка по сравнению с Туркменией и Таджикистаном.
По данным Всемирного банка, Таджикистан также сильно зависит от производства хлопка. Хлопок-сырец является второй по объему статьей экспорта в стране после алюминия. Но в абсолютном исчислении соотношение объема производства хлопка в Узбекистане и Таджикистане составляет 8 к 1.
Получая более 80% доходов от экспорта природного газа и нефти, Туркменистан наименее зависим от хлопка из упоминаемых трех стран региона. Но, по данным ICG, в регионах Туркмении, занимающихся производством хлопка, широкое использование труда студентов и детей на уборке хлопка не отличается от других двух стран.
ICG Перевод TRIBUNE-uz 16 февраля 2005 г.