Несмотря на то, что президент Сапармурат Ниязов недавно своим указом облегчил выездной режим, коррумпированные туркменские пограничники и чиновники, а также контрабандисты, продолжают наживаться на тех, кто стремится всеми способами выехать из страны.
Туркменский президент был вынужден подписать указ об упрощении порядка передвижения граждан внутри страны и через государственную границу под давлением США. Этому способствовал визит в Ашхабад представителя Госдепартамента США Линн Паско в начале марта 2004 г.
"Вы можете свободно передвигаться как внутри страны, так и за ее пределами, -заявил туркменским гражданам в своем выступлении Ниязов. - Лишь бесчестным людям, совершившим кражу или виновным в причинении ущерба, которые должны предстать перед судом, запрещено покидать Туркменистан".
После этого многие дела об отказе в выездных визах были пересмотрены, в результате чего список "невыездных" (ранее их было более 11-ти тысяч) сократился примерно до 7-ми тысяч.
Хотя и в урезанном варианте, но "черные списки" остались, и корыстолюбивые чиновники и пограничники продолжают делать бизнес на тех, кто отчаянно стремится выехать из Туркменистана.
Официально в "черных списках" остались граждане, ранее занимавшие государственные должности и имевшие доступ к "государственной тайне"; граждане, против которых возбуждено следствие или уголовное дело; лица, отбывающие наказание; молодые люди призывного возраста, а также все, кто не подчинился судебному постановлению или представил недостоверную информацию о себе в государственные органы.
Однако граждане, с которыми нам удалось побеседовать, утверждают, что на практике достаточно иметь родственные связи с лицом, подпадающим под одну из перечисленных категорий, чтобы оказаться в "черном списке".
Дженет, в настоящее время проживающая в Подмосковье, но попросившая не называть ее настоящего имени, имеет двойное туркменское и российское гражданство. Ей дважды отказывали в выезде и лишь благодаря вмешательству одного российского депутата, лично позвонившего в российское посольство в Ашгабате, ей, наконец, удалось выехать в Россию.
"Я никогда не работала на государственных должностях, но являюсь очень дальней родственницей одного человека, долгое время занимавшего солидную должность в ниязовском правительстве, - рассказывает она. - Думаю - это была единственная причина моего присутствия в "черном списке"".
Те же, кто так и остался "невыездным", предпринимают отчаянные попытки выехать из страны, используя различные каналы.
Многие выходят напрямую на Министерство национальной безопасности (МНБ), где за 800-1000 долларов можно организовать вычеркивание из списка "невыездных".
По данным источников IWPR, на "невыездных" наживаются и служащие низших эшелонов государственной власти, и их услуги обходятся значительно дешевле.
Все уладить можно прямо в ашгабатском аэропорту. Айлара - молодая замужняя женщина, которую в этом году уже трижды "снимали" с рейса Ашгабат-Москва, рассказала: "После того, как меня в очередной раз не выпустили за границу, на выходе из аэропорта меня окликнул молодой человек в гражданской одежде".
"Взяв в руки мой паспорт, и, что-то в нем просмотрев, он сказал, что я попала в "черный список" в начале нынешнего года, и в моем конкретном случае - все решаемо. Он предложил мне за определенную сумму урегулировать данный вопрос "с кем надо"".
Согласно источникам IWPR, за взятку в размере от 200 до 500 долларов можно выехать за пределы Туркменистана, получив в паспорте "пустой штамп" - оттиск пограничной печати, на котором не разобрать номера конкретного пограничника и дату пересечения границы.
Однако далеко не все имеют возможность "выйти" на нужных людей, поэтому многие "невыездные" переходят границу нелегально. Для этого наиболее удобными являются относительно "прозрачные" туркмено-казахстанская и туркмено-узбекистанская границы.
Официально для того, чтобы попасть в пограничную зону, необходимо специальное разрешение. За ним нужно обратиться в милицию по месту прописки с письменным заявлением, после чего через органы МНБ будет проведена проверка заявителя, и примерно через 2-2,5 недели ему выдадут письменное разрешение.
Но на практике проще заплатить небольшую взятку на милицейском посту при въезде в погранзону.
На границе действуют группы контрабандистов, которые обычно не отказывают в помощи. При этом расценки колеблются от 50-ти до нескольких сот долларов. Как правило, эти группировки, специализирующиеся на контрабанде из Туркмении ГСМ, продуктов питания и сельхозтехники, имеют устойчивые связи с пограничниками.
Такие группировки действуют на протяжении всей туркмено-узбекистанской границы, в том числе в городах Керки, Чарджоу и Ташаузе, которые официально находятся в погранзоне, но в которые не составляет большого труда попасть без соответствующего разрешения.
При этом непосредственное пересечение границы происходит далеко от официальных КПП. На туркмено-узбекистанской границе имеется более 250 мелких грунтовых дорог, которые слабо контролируются туркменскими пограничниками. Препятствием не является и забор из колючей проволоки. Из земли вырываются два столба, кладутся на землю, а после проезда техники ставятся на место, и следы маскируются.
Другой вариант - воспользоваться туркмено-казахстанской границей. Перевалочной базой для контрабандистов здесь является туркменский город Бекдаш. По прибытии в Красноводск можно за пять долларов нанять частника до Бекдаша, а затем за 50-150 долларов вас перевезут на казахстанскую территорию. Опытные водители знают, в какое время лучше ехать, чтобы избежать осложнений с пограничниками.
И, наконец, существует более рискованный способ - пересечь Каспийское море у одного из рыбацких поселков, разбросанных по всему побережью в районе города-порта Туркменбаши. Рыбаки не откажутся от дополнительного заработка. За сумму от 50-ти до 150-ти долларов они доставят беглеца за пределы 100-километровой полосы прибрежных вод Туркменистана, а там, если повезет, можно перебраться на азербайджанское, российское или казахстанское судно, следующее в зарубежный порт.
Много опасностей подстерегают тех, кто решится нелегально пересечь границу Туркменистана. Например, тот же коррумпированный сотрудник милиции, который взял с вас взятку, может затем "сдать" вас прикрепленному к посту сотруднику МНБ.
IWPR 22 апреля 2004 г.