Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, известный также как "Отец туркменской нации", или Туркменбаши, распорядился уволить примерно 15 тыс. медсестер и санитарок, лишив тысячи семей источника дохода.
Уже зарегистрирован как минимум один случай, когда оказавшаяся без работы медсестра покончила жизнь самоубийством. Остальные же уволенные медработники отчаянно пикетируют "Дома здоровья", как в Туркменистане называются поликлиники, требуя вернуть им рабочие места.
Туркменбаши в последнее время принял ряд весьма непопулярных мер по реформированию системы здравоохранения. Самая последняя из них - замена вспомогательного медперсонала лечебных учреждений солдатами срочной службы.
"Захожу недавно в кабинет ЭКГ районной поликлиники, а там медсестра в слезах, - рассказал один пациент, просивший сохранить его имя в тайне. - Оказывается, ей утром объявили, что с 3 февраля она уволена по сокращению".
"Эта медсестра рассказала, что ее муж - стоматолог - тоже два года назад потерял работу, и теперь она не знает, как они смогут прокормить двоих маленьких детей".
Врач ЭКГ сочувствует ей: "Нам обещают за счет сокращения кадров повысить заработную плату, но зачем нам благосостояние, построенное на чужих слезах?".
Житель Халачского района Джуманазар рассказал, что странное и бесчеловечное решение Туркменбаши уже унесло как минимум одну человеческую жизнь.
"В нашем селе молодая женщина повесилась, - поведал Джуманазар. - Она более 10 лет проработала медсестрой, а с нового года ее перевели на другую работу - нянечкой, то есть, техническим работником, но вскоре уволили и оттуда. Такого удара женщина не смогла пережить. У нее осталась маленькая дочь".
Теперь в больницах Туркменистана все. не врачебные должности будут заняты солдатами срочной службы. Государство за счет этого сэкономит уйму денег, а население справедливо опасается дальнейшего ухудшения качества медицинского обслуживания.
Реформа здравоохранения в стране идет давно, но пока не приносит никаких улучшений, а в свете последних шагов - скорее, наоборот.
По признанию руководителей Домов здоровья, они стараются по возможности нейтрализовать негативные последствия массовых увольнений, сохраняя наиболее опытных работников, с хорошими профессиональными знаниями и навыками. Теперь одна медсестра будет обслуживать 2-3 врачебных кабинета.
По словам медсестры, которая пока не попала под сокращение, "увольняют обычно женщин, имеющих много больничных листов за год, а это, как правило, мамы маленьких детей, которые часто болеют".
" Мне кажется, это негуманно, - говорит она. - Их-то как раз нельзя оставлять без работы".
Многих возмущает то, с какой бесчеловечностью и цинизмом производятся увольнения.
"В нашем Доме здоровья при сокращении с работников берут расписку, что они не будут опротестовывать увольнение, - рассказала уволенная медсестра одного из медучреждений под Ашгабатом. - Если не дашь расписку, уволят по такой статье Трудового кодекса, с которой уже никуда не устроишься на работу. Приходится подписываться".
В Национальные профсоюзы (бывший Туркменистанский совет профсоюзов) поступают сотни писем с жалобами от неправомерно уволенных медицинских работников.
"Всех, конечно, защитить мы не можем, хотя знаем, что увольнение незаконно", - признается сотрудник профсоюзов, не пожелавший представиться.
"Однако есть вопиющие случаи, например, когда пытались уволить беременных женщин, или тех, кому осталось доработать до пенсии месяц или два. Они были восстановлены на своих рабочих местах. Но таких случаев - единицы. Пострадавших в тысячи раз больше, и эти люди, увы, остаются без защиты:
мы - сами люди подневольные, и точно так же можем потерять работу, если будем проявлять особое профессиональное рвение".
Ата Мурадов (псевдоним журналиста из Ашгабата) IWPR 16 марта 2004 г.