Туркменистан
Глава государства и правительства: Гурбангулы Бердымухамедов
Смертная казнь: полностью отменена
Численность населения: 5,1 млн. чел.
Средняя продолжительность жизни: 64,6 года
Смертность детей до 5 лет (м/ж): 72/56 на 1000
Уровень грамотности взрослого населения: 99,5 процентов
Местонахождение десятков человек, ставших жертвами насильственных исчезновений в 2002 году, оставалось неизвестным. Узники совести по-прежнему находились в заключении за мирное выражение убеждений. Свобода слова, объединений и вероисповедания по-прежнему ущемлялась.
Насильственные исчезновения Власти продолжали скрывать от родственников и общественности местонахождение десятков лиц, арестованных и осуждённых после предполагаемого вооружённого нападения на прежнего президента Сапармурата Ниязова в ноябре 2002 года. Письма родственников различным должностным лицам оставались без ответа.
Местонахождение Бориса Шихмурадова, занимавшего пост министра иностранных дел при прежнем президенте Сапармурате Ниязове, оставалось неизвестным. В декабре 2002 года по итогам закрытого судебного процесса его приговорили к 25 годам лишения свободы. На следующий день Народный совет, упразднённый в 2008 году, ужесточил приговор, заменив его пожизненным заключением. С тех пор у родственников Бориса Шихмурадова нет никаких известий о нём. Его жена неоднократно писала различным должностным лицам, однако ответа не получила. Как сообщалось, в сентябре 2007, года во время визита в Колумбийский университет (США), президент Бердымухамедов выразил «уверенность» в том, что Борис Шихмурадов жив. Это единствен- ное известие о его судьбе со дня вынесения пожизненного приговора.
Подавление инакомыслия Все электронные и печатные СМИ оставались под контролем государства. Власти продолжали блокировать веб-сайты изгнанных из страны оппозиционеров и диссидентов. Сотрудники правоохранительных органов и спецслужб не прекращали преследовать журналистов, которые сотрудничали с независимыми иностранными СМИ.
Власти, как и прежде, оказывали давление на родственников изгнанных оппозиционеров, внося их в «чёрные списки» лиц, которым запрещено выезжать из страны.
Представители местных властей продолжали преследовать Османкулы Халлыева, корреспондента «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»(РСЕ/РС) в Лебапском велаяте по причине его сотрудничества с туркменской службой радиостанции. В январе его поместили под домашний арест после репортажа о парламентских выборах в декабре 2008 года. Османкулы Халлыев сообщил РСЕ/РС, что его сына, невестку и зятя уволили с работы в наказание за сотрудничество с радиостанцией. Он пожаловался в местную прокуратуру, однако ответа не получил.
15 ноября Овез Аннаев скончался в возрасте 46 лет. Ему не разрешили выехать в Москву для лечения заболевания сердца, которое в Туркменистане не проводится. Его зятя Худайберды Оразова, руководителя оппозиционного движения «Ватан» («Отечество») в изгнании, заочно приговорили к пожизненному заключению после покушения на прежнего президента Сапармурата Ниязова в ноябре 2002 года. С тех пор Овезу Аннаеву и его родственникам запрещали выезжать из страны.
Узники совести 6 ноября был освобождён активист-эколог Андрей Затока.Дашогузский областной суд пересмотрел его дело и смягчил первоначальный приговор, заменив его штрафом в размере 1000 манатов (около 350 долларов США).
Двадцать девятого октября по итогам несправедливого судебного процесса эколога приговорили к пяти годам лишения свободы за «хулиганство» и причинение телесных повреждений мужчине, который напал на него на рынке 20 октября. Как сообщил Amnesty International Андрей Затока, его освободили с тем условием, что он откажется от туркменского гражданства и покинет страну.
Седьмого ноября, заплатив штраф, он вместе с женой выехал из Туркменистана в Россию, захватив лишь небольшую часть вещей. Супруги опасались, что власти конфискуют их неприватизированную квартиру. По мнению организации, Андрея Затоку целенаправленно преследовали по причине мирной природоохранной деятель- ности.
Власти продолжали фабриковать обвинения в уголовных преступлениях, стремясь подавить мирное инакомыслие.
Правозащитники Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев оставались под стражей. В августе 2006 года по итогам несправедливого судебного разбирательства их приговорили к семи годам лишения свободы за незаконное хранение и продажу оружия и боеприпасов. Оба связаны с НПО «Туркменский Хельсинский фонд», действующей в изгнании.
Свобода вероисповедания — свидетели Иеговы По сообщению международной правозащитной организации «Форум 18», в июле двух молодых людей — свидетелей Иеговы — Шадурди Ушотова и Акмурата Егендурдиева за отказ нести обязательную воинскую службу приговорили к двум и полутора годам лишения свободы соответственно с отбыванием срока в исправительно-трудовой колонии.
В мае городской суд Сердара заменил двухлетний условный приговор, вынесенный братьям Сахетмураду и Мухаммедмураду Аннамамедовым, лишением свободы. Братья — свидетели Иеговы.
Молодых людей арестовали и доставили в тюрьму для отбывания оставшихся полутора лет наказания. Третьего июня братья обратились в областной суд в Балканабаде, с тем чтобы обжаловать решение о замене условного приговора лишением свободы. Тридцатого июня суд отклонил их ходатайство.
Доклад Amnesty International о ситуации в стране: «Права человека в Туркменистане продолжают нарушаться», индекс AI: EUR 61/001/2009.
Источник :: "Amnesty International"