Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан: отбывшему срок активисту предъявлены новые сомнительные обвинения Освободить Мурата Душемова; прекратить репрессии

Туркменистан: заключенному активисту предъявлены новые сомнительные обвинения Освободить Мурада Душемова; Положить конец репрессиям

(Берлин, 25 июня 2025 года) — Власти Туркменистана предъявили новые обвинения отбывавшему тюремный срок активисту, который должен был выйти на свободу в середине июня 2025 года. Об этом рассказала сегодня Human Rights Watch. Власти должны немедленно освободить активиста, Мурада Душемова, без каких-либо условий и прекратить нарушающие его права действия, направленные на то, чтобы продлить его содержание под стражей.

Душемов был приговорен к лишению свободы в 2021 году в результате произвольного уголовного преследования за критику властей. Он должен был выйти на свободу 14 июня 2025 года. Но 10 июня его этапировали из исправительной колонии в Сейди (Лебапский велаят), где он отбывал свой срок, в следственный изолятор в Туркменабаде, также известный как тюрьма «Абды-Шукур».

«Душемов и так уже стал жертвой вопиющей несправедливости из-за своего мирного активизма, — говорит Рейчел Денбер, заместитель директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. — Власти Туркменистана должны немедленно освободить Душемова, а не вновь подвергать его уголовному преследованию по сфабрикованным обвинениям и несправедливому судебному разбирательству».

Туркменистанский режим имеет ужасную репутацию в сфере прав человека, крайне репрессивен и не терпит никакого инакомыслия. Власти страны yнеоднократно бросали людей за решетку за реализацию ими своего права на свободу слова. Осужденные по политически мотивированным обвинениям сталкиваются в тюрьмах с ужасающими условиями содержания и негуманным обращением. Пытки и содержание без каких-либо связей с внешним миром (incommunicado) вызывают серьезную обеспокоенность. Десятки людей остаются жертвами насильственных исчезновений.

В 2021 году Душемов публиковал видео, в которых критиковал политику правительства Туркменистана и его официальную позицию относительно пандемии Covid-19 в стране. Он требовал доступа к правдивой информации о ситуации в Туркменистане и подвергал сомнению ограничения, введенные властями, которые недобросовестно заявляли, что случаев заражения Covid-19 внутри страны нет.

18 июня 2025 года базирующееся в Нидерландах медиа Turkmen.news сообщило, что местонахождение Душемова неизвестно и что ему могут быть предъявлены новые обвинения на основании сомнительных показаний другого заключенного, согласно которым Душемов предположительно сломал ему руку.

Момент и источник появления новых обвинений, в совокупности с закрытостью пенитенциарной системы Туркменистана, указывают на то, что обвинения скорее всего сфабрикованы, как считает Human Rights Watch. Как минимум в нескольких случаях власти Туркменистана ранее уже выдвигали сфабрикованные обвинения в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с целью продлить их сроки.

20 июня то же издание сообщило, что начальник СИЗО «Абды-Шукур» подтвердил матери Душемова, которая накануне приехала в учреждение в поисках сына, что Душемов находится там и что примерно через 10 дней состоится новое судебное разбирательство. Он также сообщили ей, что новое обвинение связано с предполагаемой «дракой с другими заключенными» и что обвиняемому был назначен защитник, однако не предоставили ей контактов адвоката и не разрешили свидание с сыном.

Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) — организация, находящаяся в Вене (Австрия), — сообщила, что 25 июня адвокат рассказал родственникам Душемова, что суд над ним состоится в скором времени, но информации о выдвинутых обвинениях и о дате судебного заседания не предоставил. ТИПЧ также подтвердила версию о том, что незадолго до окончания срока Душемова к нему в камеру подселили сокамерника, который, оговорив Душемова, заявил, что тот якобы на него напал.

В июне 2021 года власти Туркменистана оштрафовали Душемова на 100 туркменских манатов (28 долларов США) за якобы нецензурную брань в общественном месте на следующий день после публикации им видео, в котором он требовал предоставить информацию об «эпидемиологической ситуации в стране» и задавал вопросы о вакцинации от Covid-19 в одной из ашхабадских поликлиник.

7 июля 2021 года Душемову назначили 15 суток ареста за «мелкое хулиганство» — административное правонарушение, после того, как он заблокировал своим автомобилем дорогу. Его задержание последовало за словесной перепалкой на посту службы дорожной полиции, когда полицейские отказались выпустить Душемова из Ашхабада в другой регион из-за отсутствия у него справки о негативном тесте на Covid-19. Сообщалось, что полицейские отказались привести какие-либо правовые основания для предъявляемого ими требования и продержали его на посту четыре часа.

22 июля 2021 года, по истечении15 суток ареста, власти не выпустили Душемова, возбудив вместо этого в отношении него уголовное дело. Через три недели городской суд Дашогуза приговорил Душемова к четырем годам лишения свободы по сфальсифицированным обвинениям в вымогательстве и причинении вреда здоровью средней тяжести. Обвинения основывались на инсценированной драке с сокамерником во время отбывания ареста и на жалобе главврача поликлиники, которая заявила, что Душемов якобы вымогал у нее деньги в обмен на то, что он не будет публиковать видео, снятое им в поликлинике. Душемов отверг все обвинения.

Власти Туркменистана на протяжении многих лет преследуют людей, которых они подозревают в нелояльности режиму, заявила Human Rights Watch.

Среди отбывающих в настоящее время политически мотивированные сроки — Мансур Мингелов, арестованный в 2012 году после того, как он рассказал об избиениях, жертвой и свидетелем которых он стал во время своего двухнедельного ареста. Позже в том же году он был приговорен к 22 годам лишения свободы по сфабрикованным обвинениям в незаконном обороте наркотиков среди прочих.

Пыгамбергельды Аллабердыев, юрист, приговоренный в 2020 году к шести годам лишения свободы по сфабрикованным обвинениям в отместку за предполагаемые связи с активистами за границей и помилованный в декабре 2022-го, до сих пор не может выехать из страны из-за введённого туркменистанскими властями в отношении него пятилетнего запрета на выезд. В январе 2025 года власти запретили Нургельды Халыкову, журналисту, сотрудничавшему с Turkmen.news, который в 2024 году отбыл четыре года лишения свободы по сфабрикованным обвинениям в мошенничестве, выезд на работу в ОАЭ.

Власти дважды не выпустили Солтан Ачилову, активистку и независимую журналистку, в Женеву для участия в церемонии вручения ей награды за правозащитную деятельность. В ноябре 2024 года власти насильно госпитализировали ее под ложным предлогом, а в ноябре 2023-го пограничники намеренно испортили паспорт Ачиловой и не пропустили ее через паспортный контроль.

В марте 2023 года Комитет по правам человека ООН в своих заключительных замечаниях относительно соблюдения Туркменистаном требований Международного пакта о гражданских и политических правах выразил глубокую озабоченность «сообщениями о широко распространенной практике преследования представителей гражданского общества…, которые мирно осуществляют свою свободу выражения мнений», и «о том, что политически мотивированные уголовные процессы проходят за “закрытыми дверями”». Комитет призвал к освобождению Душемова и Мингелова.

В мае 2023 года Душемов и еще трое заключенных обратились с письмом в представительство ООН в Туркменистане, настаивая на фабрикации своих дел и рассказав о продолжающихся нарушениях своих прав в местах лишения свободы. Заключенные попросили представителей ООН посетить их.

В ответ на письменный запрос Turkmen.news, относительно письма Душемова и других, постоянный координатор ООН в Туркменистане сообщил, что он поддерживает «связь по этому вопросу с Управлением верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве».

Международные партнеры Туркменистана должны призвать власти страны прекратить необоснованное содержание под стражей Душемова и немедленно освободить его и других людей, брошенных за решетку явно в ответ на мирную реализацию ими своего права на свободу выражения мнения, заявила Human Rights Watch. Они также должны требовать от туркменистанских властей прекратить преследовать людей, в том числе с помощью запретов на выезд из страны, в отместку за мирный активизм.

«Туркменистан должен освободить Душемова и прекратить использование системы уголовной юстиции для наказания за мирное инакомыслие, — говорит Денбер. — Мы в очередной раз видим, как вместо того, чтобы исправить допущенную несправедливость, власти еще более вызывающе продолжают демонстрировать свое тотальное неуважение к правам человека и верховенству права — и другие государства не должны это игнорировать».

Human Rights Watch