Активизация внешнеполитического сотрудничества при новом руководстве Туркменистана требует кадрового обновления дипкорпуса высококвалифицированными специалистами-международниками, считают эксперты NBCA.
5-6 июня Ашгабад посетили несколько официальных делегаций – грузинского парламента, Министерства иностранных дел Ирана и правительственной делегации Республики Татарстан.
Двумя днями ранее состоялись переговоры президента Гурбангулы Бердымухаммедова с чиновниками из КНР, а также с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, в ходе которых лидеры договорились о личной встрече на предстоящем неформальном саммите СНГ 10 июня в Санкт-Петербурге.
Все переговоры и встречи были ознакомительными и касались установления контактов на высшем уровне.
Комментируя оживление в переговорах и визитах, обозреватели NBCA говорят о намерении Бердымухаммедова привести внешнюю политику Туркменистана в «нормальное» состояние.
В период правления бывшего президента Сапармурата Ниязова, неожиданно скончавшегося в декабре прошлого года, Туркменистан строго придерживался политики нейтралитета и изоляционизма в международных отношениях.
Лидер Гражданского демократического союза Туркменистана Вячеслав Мамедов отмечает, что туркменской власти предстоит долгий процесс адаптации в современной системе международных отношений, но нынешняя активность внушает оптимизм.
Ашгабадский обозреватель NBCA связывает желание Бердымухаммедова развивать зарубежное сотрудничество с необходимостью привлечь иностранные инвестиции в туркменскую экономику, вывести энергоресурсы на мировые рынки, поскольку реформы «последнего десятилетия привели к стагнации», преодолеть которую без иностранной помощи будет трудно.
Но наблюдатели NBCA отмечают, что стремление завоевать международное признание не сопровождается попытками обновить «ниязовские» кадры.
«Реальному и свободному выходу министра [Мередова] на международную арену, как первого министра свободного Туркменистана, мешает его репутация воинствующего “туркменбашиста”», - говорит Мамедов.
Нынешний министр иностранных дел Рашид Мередов занял этот пост при Ниязове - в 2001 году и сумел сохранить свои позиции, несмотря на частые кадровые перестановки.
На то, что именно дипломаты должны стать проводником новых туркменских идей и связующим звеном с внешним миром, указывает политический эксперт NBCA Марс Сариев, на взгляд которого, Туркменистан нуждается в «кадровом обновлении».
«Без привлечения опытных кадров, репрессированных при Ниязове, республика не скоро оправится от ущерба, нанесенного политикой изоляционизма», - подчеркивает Сариев, долгое время проработавший в Ашгабаде в качестве дипломата.
Наблюдатели указывают, что имиджевая трансформация произойдет только после демонтажа старой системы, при которой МИДу отводилась роль защитника режима на международной арене и фильтровщика нежелательных приезжающих.
NBCA