Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Штамповка попугаев.

Штамповка попугаев.

Справка. По оценкам международных правозащитных организаций, а также ОБСЕ, Туркменистан входит в группу стран, где свобода слова отсутствует полностью. В стране до сих пор действует закон «О печати» 1991 года. Все назначения на должности редакторов всех СМИ в стране производит лично президент. Специальным постановлением Народного Совета «Об измене Родине» таким деянием может быть «клевета на свое государство, … стремление посеять у людей сомнение в проводимой первым и бессменным Президентом Туркменистана Великим Сапармуратом Туркменбаши внутренней и внешней политике…». При признании факта измены Родине, изменнику грозит пожизненное заключение.

В перечне новых специальностей, которые предлагает Министерство образования Туркменистана абитуриентам вузов в новом учебном году, значится и «журналистика», — отныне ее станут преподавать на факультете туркменской филологии Национального государственного университета. Событие, прямо скажем, из разряда тех, мимо которых не проходят, ибо журналистика в Туркменистане последние почти два десятка лет таковой может считаться лишь с большой натяжкой, да и то, как на это посмотреть.

Участники ежегодных профессиональных семинаров для журналистов стран Центральной Азии и Кавказа в шведском городе Кальмаре рассказывали, как преподаватель одного регулярного занятия, посвященного средствам массовой информации центрально-азиатских государств, Армении, Грузии и Азербайджана, туркменские газеты обычно оставлял на самый конец, что называется, «на закуску». Комментируя дизайн, политическую и тематическую направленность ведущих изданий стран, чьи журналисты участвовали в семинаре, одни ставя в пример, а другие откровенно критикуя, преподаватель-швед особняком рассматривал туркменские издания. Называть это газетами нельзя, говаривал специалист. И «проходился» по всем четырем полосам, начиная с «шапки» и до выходных данных. Бывало одних только портретов прежнего президента, чье учредительство стояло буквально на всех туркменских газетах и журналах, насчитывалось до 6 штук! О жанровом разнообразии говорить не приходилось, как и о разнообразии тематики — все это были перепевы Рухнама, приветственные и благодарственные письма в адрес Туркменбаши Великого, жизнерадостные рапорты с хлопковых и пшеничных полей, строительных площадок и прочих больших и малых объектов. Говорить о журналистике, о творчестве, о каких-то удачах туркменских газетчиков даже не приходилось, а критиковать было просто нечего...

После смерти Сапармурада .Ниязова и прихода к власти нового президента в туркменских СМИ мало что поменялось. Да и о каких переменах может идти речь, если нет главного — независимости; туркменские средства массовой информации как были подконтрольны главе государства, так и остаются, они по-прежнему им учреждены, а значит и проводят его политику, цензура как была, так и остается.

Чему же будут учить студентов на отделении журналистики? Кто станет составлять учебные программы, на основании чего? Если в программах будет учитываться опыт западных СМИ, то как при этом не развивать у студентов свободного мышления, способности критически оценивать ситуацию, умения анализировать, не думая при этом о самоцензуре?! Ведь ничего из переечисленного давно не наблюдается в туркменской прессе.

Накануне вступительных экзаменов в вузы на страницах некоторых газет, в частности, русскоязычной «Нейтральный Тркменистан» обуждался вопрос нового отделения. Один из авторов утверждал, что важно научить студентов не КАК писать, а ЧТО писать. Интересно, как этому станут учить новобранцев отделения журналистики, ведь нынешнее поколение репортеров не свободно в выборе темы и для них вопрос: что писать, о чем, — решается даже не в кабинете главного редактора, а в инстанциях повыше. Именно там, в аппарате президента, принимаются решения об организации массовых откликов «от народа», которые на самом деле пишут обычные рядовые корреспонденты. ЧТО писать — решается именно там, впрочем, как и то, что не писать. Нельзя писать про коррупцию, про наркоманию, проституцию, нельзя написать про протекающие трубы и хлебные очереди. Зато можно — нет, нужно! — публиковать восторженные отклики на очередной «шедевр» очередного президента. Еще вчера журналисты Туркменистана являлись проводниками идеологии Ниязова вместе с его Рухнамой, а сегодня проводят в жизнь идеологию Гурбангулы Бердымухамедова. И этому будут учить со студенческой скамьи.

Пресса в Туркменистане давно перестала являться четвертой власти, журналистов не уважают, с ними не считаются, у них нет права обратиться за интересующей их информацией в местные администрации, министерства и ведомства, не говоря уже о правоохранительных органах, военных ведомствах, спецслужбах. Они не могут обратиться за информацией, например, в иностранное посольство, а простая беседа с дипломатом может обернуться увольнением с работы, а то и уголовным преследованием. У журналистов даже взяли расписки о том, что они не будут входить в контакт с дипломатическими представителями, обращаться за иностранной визой и выезжать за пределы страны...

На одном из недавних заседаний Кабинета Министров Бердымухамедов поручил сотрудникам министерства национальной безопасности строго следить за ходом проведения вступительных экзаменов в вузы страны и пресекать возможные нарушения. О том же, чтобы предоставить средствам массовой информации открыто и гласно осветить на страницах газет и по телевидению прием в вузы, не было даже и речи! Получилось, что козлам поручили охранять огород, как бы грубо это не звучало.

Напрашивается вопрос, а кто станет преподавать будущим журналистам? Неужто те же самые люди, что сегодня работают в газетах, на радио и телевидении, привитые вакциной «башизма»? Скорее всего, да, других-то ведь нет да и вряд ли таковые будут приглашены из-за рубежа, из той же России, ведь они могут привезти чуждый Туркменистану вирус свободы. Значит, будем вариться в собственном котле несвободы, набившей оскомину Рухнамы, написанных и пишущихся книг Туркменбаши Второго.

В то же время есть и среди туркменской молодежи молодые журналисты, получившие специальное образование за пределами страны и которые могли бы реформировать туркменскую журналистику, привнести в местные СМИ то новое, что диктует XXI век. Но молодых не зовут, не приглашают, слишком уж они мыслящие, с собственной точкой зренией и взглядом на окружающую действительность. Такие здесь не нужны и более того — опасны. Власти нужны послушные, управляемые, согласные со всем, что от них требуют, журналисты, и их станут учить быть таковыми с 1 курса.

Только называть их этим звучным, красивым и гордым именем — «журналист», как-то не хочется...

Сахра Аманова (Ашхабад)

http://www.ca-oasis.info/oasis/?jrn=60&id=467

Последние новости

Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.