Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Штамповка попугаев.

Штамповка попугаев.

Справка. По оценкам международных правозащитных организаций, а также ОБСЕ, Туркменистан входит в группу стран, где свобода слова отсутствует полностью. В стране до сих пор действует закон «О печати» 1991 года. Все назначения на должности редакторов всех СМИ в стране производит лично президент. Специальным постановлением Народного Совета «Об измене Родине» таким деянием может быть «клевета на свое государство, … стремление посеять у людей сомнение в проводимой первым и бессменным Президентом Туркменистана Великим Сапармуратом Туркменбаши внутренней и внешней политике…». При признании факта измены Родине, изменнику грозит пожизненное заключение.

В перечне новых специальностей, которые предлагает Министерство образования Туркменистана абитуриентам вузов в новом учебном году, значится и «журналистика», — отныне ее станут преподавать на факультете туркменской филологии Национального государственного университета. Событие, прямо скажем, из разряда тех, мимо которых не проходят, ибо журналистика в Туркменистане последние почти два десятка лет таковой может считаться лишь с большой натяжкой, да и то, как на это посмотреть.

Участники ежегодных профессиональных семинаров для журналистов стран Центральной Азии и Кавказа в шведском городе Кальмаре рассказывали, как преподаватель одного регулярного занятия, посвященного средствам массовой информации центрально-азиатских государств, Армении, Грузии и Азербайджана, туркменские газеты обычно оставлял на самый конец, что называется, «на закуску». Комментируя дизайн, политическую и тематическую направленность ведущих изданий стран, чьи журналисты участвовали в семинаре, одни ставя в пример, а другие откровенно критикуя, преподаватель-швед особняком рассматривал туркменские издания. Называть это газетами нельзя, говаривал специалист. И «проходился» по всем четырем полосам, начиная с «шапки» и до выходных данных. Бывало одних только портретов прежнего президента, чье учредительство стояло буквально на всех туркменских газетах и журналах, насчитывалось до 6 штук! О жанровом разнообразии говорить не приходилось, как и о разнообразии тематики — все это были перепевы Рухнама, приветственные и благодарственные письма в адрес Туркменбаши Великого, жизнерадостные рапорты с хлопковых и пшеничных полей, строительных площадок и прочих больших и малых объектов. Говорить о журналистике, о творчестве, о каких-то удачах туркменских газетчиков даже не приходилось, а критиковать было просто нечего...

После смерти Сапармурада .Ниязова и прихода к власти нового президента в туркменских СМИ мало что поменялось. Да и о каких переменах может идти речь, если нет главного — независимости; туркменские средства массовой информации как были подконтрольны главе государства, так и остаются, они по-прежнему им учреждены, а значит и проводят его политику, цензура как была, так и остается.

Чему же будут учить студентов на отделении журналистики? Кто станет составлять учебные программы, на основании чего? Если в программах будет учитываться опыт западных СМИ, то как при этом не развивать у студентов свободного мышления, способности критически оценивать ситуацию, умения анализировать, не думая при этом о самоцензуре?! Ведь ничего из переечисленного давно не наблюдается в туркменской прессе.

Накануне вступительных экзаменов в вузы на страницах некоторых газет, в частности, русскоязычной «Нейтральный Тркменистан» обуждался вопрос нового отделения. Один из авторов утверждал, что важно научить студентов не КАК писать, а ЧТО писать. Интересно, как этому станут учить новобранцев отделения журналистики, ведь нынешнее поколение репортеров не свободно в выборе темы и для них вопрос: что писать, о чем, — решается даже не в кабинете главного редактора, а в инстанциях повыше. Именно там, в аппарате президента, принимаются решения об организации массовых откликов «от народа», которые на самом деле пишут обычные рядовые корреспонденты. ЧТО писать — решается именно там, впрочем, как и то, что не писать. Нельзя писать про коррупцию, про наркоманию, проституцию, нельзя написать про протекающие трубы и хлебные очереди. Зато можно — нет, нужно! — публиковать восторженные отклики на очередной «шедевр» очередного президента. Еще вчера журналисты Туркменистана являлись проводниками идеологии Ниязова вместе с его Рухнамой, а сегодня проводят в жизнь идеологию Гурбангулы Бердымухамедова. И этому будут учить со студенческой скамьи.

Пресса в Туркменистане давно перестала являться четвертой власти, журналистов не уважают, с ними не считаются, у них нет права обратиться за интересующей их информацией в местные администрации, министерства и ведомства, не говоря уже о правоохранительных органах, военных ведомствах, спецслужбах. Они не могут обратиться за информацией, например, в иностранное посольство, а простая беседа с дипломатом может обернуться увольнением с работы, а то и уголовным преследованием. У журналистов даже взяли расписки о том, что они не будут входить в контакт с дипломатическими представителями, обращаться за иностранной визой и выезжать за пределы страны...

На одном из недавних заседаний Кабинета Министров Бердымухамедов поручил сотрудникам министерства национальной безопасности строго следить за ходом проведения вступительных экзаменов в вузы страны и пресекать возможные нарушения. О том же, чтобы предоставить средствам массовой информации открыто и гласно осветить на страницах газет и по телевидению прием в вузы, не было даже и речи! Получилось, что козлам поручили охранять огород, как бы грубо это не звучало.

Напрашивается вопрос, а кто станет преподавать будущим журналистам? Неужто те же самые люди, что сегодня работают в газетах, на радио и телевидении, привитые вакциной «башизма»? Скорее всего, да, других-то ведь нет да и вряд ли таковые будут приглашены из-за рубежа, из той же России, ведь они могут привезти чуждый Туркменистану вирус свободы. Значит, будем вариться в собственном котле несвободы, набившей оскомину Рухнамы, написанных и пишущихся книг Туркменбаши Второго.

В то же время есть и среди туркменской молодежи молодые журналисты, получившие специальное образование за пределами страны и которые могли бы реформировать туркменскую журналистику, привнести в местные СМИ то новое, что диктует XXI век. Но молодых не зовут, не приглашают, слишком уж они мыслящие, с собственной точкой зренией и взглядом на окружающую действительность. Такие здесь не нужны и более того — опасны. Власти нужны послушные, управляемые, согласные со всем, что от них требуют, журналисты, и их станут учить быть таковыми с 1 курса.

Только называть их этим звучным, красивым и гордым именем — «журналист», как-то не хочется...

Сахра Аманова (Ашхабад)

http://www.ca-oasis.info/oasis/?jrn=60&id=467

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...