Как известно, в начале 2022 года в Туркменистане прошли внеочередные президентские выборы. Хотя официальный Ашгабад утверждает о законности их проведения, на практике весь процесс от начала до конца сопровождался многисленными нарушениями. Перечислим явные из них, противоречащие международным стандартам:
Власти, как всегда, на словах заявили о готовности к диалогу по избирательной реформе. В то же время проигнорировали предыдущие рекомендации, например по соблюдению основных прав человека и плюрализму.
Последние выборы прошли в спешном порядке, что в немалой степени ограничило возможности для их проведения в полном соответствии с нормами.
На выборах отсутствовал централизованный список избирателей, не были предусмотрены механизмы, которые бы препятствовали многократному голосованию.
О том, что такие критерии как продолжительность проживания и трудоустройства, требования к знанию языка противоречат международным стандартам власть старается не заикаться.
Членов ЦИК назначает президент – мы считаем, что в условиях данного режима это неэффективно. Есть недоработки по гендерному вопросу, в политической и общественной жизни женщин недостаточно. Говорится о 25 процентах, в болшинстве своем они представлены формально и не имеют решающего голоса. По отношению к женщинам в стране сохраняются стереотипы, поддерживаемые властью.
Президент в Туркменистане обладает неограниченными возможностями поскольку в стране нет системы сдержек и противовесов (между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти). Имеющиеся в стране три партии существуют формально. Самый простой пример: ни один из руководителей этих партий ни разу не критиковал власть, ни разу не выступил с эффективными предложениями по совершенствованию избирательной системы. Можно догадаться почему: любая критика преследуется властью. Этому есть десятки примеров, мы о них говорим регулярно, но власть игнорирует любой диалог, а тех, кто пытается достучаться до нее преследует, исползуя различные противоправные механизмы.
Также, есть категории граждан, которые не имеют права голосовать, а это противоречит международным стандартам и обязательствам ОБСЕ.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.