Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Свобода слова как инструмент возвеличивания культа личности.

Свобода слова как инструмент возвеличивания культа личности.

Выступление председателя Туркменского Хельсинкского Фонда по правам человека Таджигуль Бегмедовой на Совещании ОБСЕ–БДИПЧ, 2018, Варшава.

Проблемы с соблюдением прав человека в Туркменистане носят многолетне-затяжной, хронический характер. Международные наблюдатели и правозащитники многие годы констатируют повторяющиеся случаи нарушения властями различных прав и свобод, закрепленных в Конституции. Особенно это касается свободы выражения мнений, СМИ и информации.

Недавно, мой однокурсник, ныне заведующий кафедрой, в беседе воскликнул: как же моим соотечественникам выразить свое личное мнение, если всюду предпочтение отдано, как он выразился, ЦИРКУЛЯРУ? То есть Распоряжению сверху. Это не публичный, официально опубликованный закон или приказ. Это именно распоряжение сверху. На туркменском это –ЕКАРДАН БУЙРУК.

Предположим, гипотетически, объективно мыслящий туркмен чудом прорвался, допустим к трибуне Народного Собрания или на радио, телевидение. Пусть не с критикой, возьмем самое безообидное. Это и трудности в медицинском обслуживании или образовании, или в вопросе конвертации валюты. Например, решит он выразить свое личное мнение по сельхозкультурам. Даже если он доволен всем процессом выращивания и сбора страной урожая той или иной сельхозкультуры его речь будет подвергнута цензуре. Согласно Циркуляру он обязан похвалить режим, подчеркнуть выдающуюся роль лично президента страны в сборе урожая хлопка, пшеницы или овощей. Это в лучшем случае.

А на практике все местные СМИ освещая любой вопрос политики, экономики, культуры, литературы и общества практически устраивают панегирические состязания по воспеванию лидера страны и восхвалению культа его личности.

Подобное положение дел связано со всеми вопросами свободы СМИ, информации и мнения. У населения просто нет доступа до объективной информации, нет свободных СМИ, не допускается свобода выражения мнения. Запрещена любая критика. Любое сомнение или упоминание каких-либо трудностей, не говоря уже о проблемах, сопряжено с риском преследований.

В этих условиях у большинства туркменистанцев вся надежда остается на международное сообщество. Они предлагают ОБСЕ давать оценку действиям туркменских властей по реальным результатам, а не по обещаниям, декларациям, отдельным указам и законам, которые на деле не работают.

ОБСЕ и БДИПЧ взяли на себя обязательство следить за выполнением своих Руководящих принципов, за выполнением государств-членов ОБСЕ своих обязательств. Мы предлагаем давать оценку режиму по количеству зарегистрированных и работающих независимых СМИ, НПО, по возможностям, которые власть дает им для полноценной деятельности. По конкретным фактам, например количеству блогеров, фрилансеров или по конкретным шагам в деле отмены черных списков невыездных, по возможности заехать диссидентам в страну, по созданию условий для туркменистанцев обжаловать несправедливые обвинения ...

Только так. А то ведь и зарубежные эксперты, посещающие Туркменистана, уже многие годы грешат раздачей положительных оценок режиму авансом, в надежде на улучшение ситуации. Давно понятно, что подобная тактика не работает.

Спасибо за внимание.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.