Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан: снова о "заложниках."

Туркменистан: снова о "заложниках."

1 марта «НВ» передала сообщение следующего содержания:

«Парахат Ыклымов, представитель туркменской оппозиции, проживающий на данный момент за пределами родины, обратился с призывом к неправительственным, международным организациям, политическим партиям и фондам.

Он предлагает всем, кому не безразлична судьба туркменского народа, организовать «крупномасштабную гуманитарную акцию в защиту детей, женщин и стариков, ставших заложниками Ниязова». Речь идет о родственниках людей, обвиненных в организации покушения на президента Туркмении. Как пишет Ыклымов, «эти люди являются безвинными жертвами режима». Постоянный надзор, нагнетание страха, слежка, грубости, давление на психику через СМИ – это то, с чем им приходится сталкиваться ежедневно.

«К большому сожалению пока никакая страна и никакая организация в мире в сегодняшних реалиях не могут заставить Ниязова соблюдать права людей, оказавшихся в заложниках», - считает Ыклымов. По его мнению, единственное временное спасение граждан Туркмении – это «предоставление им убежища по специальной квоте ООН». «Этот вопрос мы бы хотели услышать в повестке дня 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека, которая скоро пройдет в Женеве », - подчеркивает оппозиционер. Ыклымов предлагает всем организациям, группам, фондам написать обращение в ООН: потребовать принять решение о предоставлении гражданам Туркменистана, находящимся в заложниках у режима, временного убежища”

А уже 5 марта Парахат Ыклымов обратился к мировой общественности с заявлением, отрывок которого мы сегодня приводим:

После опубликования на сайте «Немецкой волны» 01.03.2004, материала «Всем, кому не безразлична судьба туркменистанских заложников», была избита в собственном доме, на глазах несовершеннолетних детей участковыми министерства внутренних дел ниязовского этрапа города Ашхабада Махтимогомедова Дунья, (девичья фамилия Иклымова). Эта акция силовых органов Туркменистана лишний раз подтверждает правоту публикации, и актуальность вопроса о заложниках. Можно предположить, что участковые, прочитав статью на «Немецкой волне», проявили собственную инициативу и заступились за своего хозяина, но это практически невероятно, так как доступ в интернет полностью находится под контролем, а «Немецкая волна» просто запрещена на территории независимого от свободного СМИ Туркменистана. К запрещённым интернет-сайтам имеют доступ только «президент» Туркменистана Ниязов Сапармурад и несколько сотрудников МНБ ( приемник КГБ). Если верить сотруднику МНБ, принявшему жалобу от Махтимагометовой Дуньи, что их ведомство на проведение этой акции команды не давало, то остаётся единственный человек в Туркмении, кто может дать такое распоряжение - «президент» Туркменистана Ниязов Сапармурад. Нам, оппонентам режима, остаётся только констатировать факты и делать их достоянием гласности. Оппозиция Туркменистана ещё раз призывает страны членов ООН, дать соответствующую оценку режиму и политике «президента» Ниязова Сапармурада на предстоящей 15 марта 2004 года, сессии ООН.

Наш корреспондент в регионе Ораз Сарыев подтвердил факт избиения родственницы П.Ыклымова и сообщил некоторые подробности:

5 марта в 10 часов утра на квартиру Дуньи Махтимагомедовой, проживающей в Ашхабаде по улице Шаёлы, пришел участковый Непес Моллаев и стал требовать от нее покинуть квартиру вместе с двумя проживающими вместе с ней детьми. Когда хозяйка отказалась выполнить это требование, милиционер вышвырнул из квартиры детей (десятилетнюю дочь и пятилетнего сына), а затем несколько раз нанес Д.Махтимагомедовой удары резиновой дубинкой по плечам. Этот случай не стал единичным: по подобной схеме представители силовых структур с использованием методов физического насилия заставили отказаться от жилья (с подписью соответствующего документа об отказе) еще около 20 семей, состоящих в родстве с лицами, осужденными по делу о покушении на президента республики. Об этом корреспонденту «НВ» сообщил источник в силовых структурах Туркменистана. Кроме того, по информации источника, в МНБ республики имеется специальное управление, которое занимается СМИ, «оппонирующими режиму». В сферу деятельности этого управления входит «работа с респондентами» этих СМИ в Туркменистане.

К этому остается добавить следующее: в воскресенье международная правозащитная организация Туркменский Хельсинский фонд опубликовала отчет о ситуации с правами человека в Туркменистане за 2003 год. Не имея сейчас возможности подробно осветить этот многостраничный документ, содержащий перечень массовых нарушений прав человека, остановлюсь лишь на одном пункте:

«Туркменистан – страна, где родственники подозреваемых, осужденных или инакомыслящих страдают из-за репрессий со стороны властей. Ниязов неоднократно выступал с заявлениями, что не только подозреваемые, но и их родственники должны отвечать перед законом. Хотя в Конституции нет такой статьи, работники прокуратуры, полиции, суды, чтобы угодить президенту, фабриковали уголовные дела на абсолютно невиновных граждан, лишая их свободы. Репрессии против родственников включали в себя: внесудебные преследования, аресты, длительные сроки предварительного заключения, незаконные содержания в спецучреждениях, допросы с физическим воздействием, несправедливое судебное разбирательство и осуждения, лишение права на защиту. В большинстве случаев применялась незаконная конфискация жилья, в том числе частного, имущества, незаконное увольнение с работы, отчисления с учебы, оскорбление чести и достоинства, избиения».

Виталий Волков «Немецкая волна» 7 марта 2004 г.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.