Активисты рискуют подвергнуться преследованиям и пыткам, если вернутся домой
(Берлин). Правительство Турции должно прекратить любые планы депортации двух задержанных туркменских активистов в Туркменистан, где им будет грозить серьезный риск произвольного ареста и пыток, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Турецкие власти должны немедленно освободить их из-под стражи для депортации.
26 октября 2021 г.
Д-р Саваш Ünlü Генеральный директор, Генеральный директорат по управлению миграцией Чамлыджа Махаллеси 122. Кадд №: 4 Йенимахалле / АНКАРА
Уважаемый доктор Юнлю,
Обращаюсь к вам с настоятельной просьбой предотвратить возможную депортацию в Туркменистан трех туркменских граждан и обеспечить их немедленное освобождение из-под стражи для депортации.
Human Rights Watch - международная неправительственная организация, которая защищает права человека в более чем 90 странах мира, включая Туркменистан. Мы убеждены, что в случае возвращения в Туркменистан эти трое мужчин будут подвергаться серьезному риску преследований, включая риск пыток и других видов жестокого обращения, а также насильственного исчезновения.
Все трое были причастны к критике определенной политики правительства Туркменистана, включая отказ продлевать паспорта через консульские службы за рубежом, отказ правительства признать наличие инфекции Covid-19 в Туркменистане, политику, направленную на преодоление экономического кризиса в стране, и тому подобное.
Пишу в срочном порядке, так как была неподтвержденная информация о планах немедленного удаления трех мужчин. В группе риска находятся трое задержанных активистов:
47- летний Ахмед Рахманов является администратором онлайн-чата туркменской политической оппозиционной группы в изгнании «Демократический выбор Туркменистана». Рахманов был задержан 18 октября в Анталии и 19 октября доставлен в центр депортации Тузла в Стамбуле. Срок действия вида на жительство в Турции истек 18 месяцев назад, и он не смог его продлить, поскольку срок действия его туркменского паспорта истек. Посольства Туркменистана систематически отказывают туркменским гражданам в продлении паспортов за рубежом. Рахманов только недавно смог продлить свой паспорт до декабря 2022 года и намеревался продолжить продление своего вида на жительство в Турции. Адвокат Рахмонова теперь намерен подать от его имени прошение о предоставлении статуса беженца. 35- летний Камиль Абулов в августе попытался принять участие в небольшом митинге у туркменского посольства в Стамбуле. Полиция Стамбула задержала его 18 октября и перевела в центр депортации Тузлы. У него есть действующий вид на жительство в Турции, и он не подавал заявление о предоставлении статуса беженца. 34- летний Байрам Аллалиев был задержан 22 октября в Стамбуле в миграционном офисе Фатиха, куда его вызвали для подачи заявления о продлении вида на жительство, срок действия которого истек в 2020 году. Он активно участвует в чатах туркменских диссидентов. Срок действия туркменского паспорта Аллалиева истек. Он не подавал заявление о предоставлении статуса беженца. Несколько дней его продержали в штабе мотоциклетной команды Управления безопасности района Фатих (Fatih İlçe Emniyet Müdürlüğu Motorsikletli Timler Amirlii (Юнуслар)), и, как полагают, в настоящее время он содержится в центрах депортации Тузла или Пендик. На момент написания статьи Рахманов, Абулов и Аллалиев не имели доступа к адвокату. Нет информации о том, что Туркменистан обвиняет этих людей в преступлении. Они не в розыске.
Туркменские власти жестоко наказывают мирных критиков власти. Они не допускают независимых СМИ или контроля за соблюдением прав человека. Власти пресекают любые проявления инакомыслия и выражения политического мнения, изгоняют или заключают в тюрьмы членов политической оппозиции, правозащитников и активистов, а также независимых журналистов. Система правосудия полностью лишена независимости и прозрачности. Пытки широко распространены, и десятки людей были насильственно исчезли в туркменских тюрьмах, некоторые - более 19 лет. Правительство Туркменистана регулярно вводит неформальные и произвольные запреты на поездки различным группам, включая активистов и родственников диссидентов в изгнании.
Участие Рахманова, Абулова и Аллалиева в онлайн-чат-группах и т.п. в Турции ставит их под непосредственную угрозу преследования и жестокого обращения по возвращении в Туркменистан. Туркменистан регулярно преследует и запугивает семьи мирных критиков и диссидентов за границей, в том числе с помощью физического насилия и произвольных задержаний, и случай этих троих не является исключением. В последние недели сотрудники правоохранительных органов и службы безопасности Туркменистана оказывали давление на членов семей Рахманова, Абулова и Аллалиева, чтобы убедить их прекратить участие в чат-группах, критике в Интернете и т.п.
Как вы знаете, Турция - одна из очень немногих стран, в которые туркменские граждане могут путешествовать без визы на срок до 30 дней и куда они могут подавать документы и ежегодно продлевать вид на жительство. В последние годы продление туркменских паспортов для граждан, проживающих за рубежом, стало серьезной проблемой, в том числе для Рахмонова и Аллалиева. Хотя международное право предписывает государствам продлевать паспорта за границей через соответствующие посольства и консульские службы, туркменские дипломаты часто отказываются, говоря туркменским гражданам, что новые паспорта могут быть выданы только по месту их жительства в Туркменистане, чтобы заставить их вернуться. В июне 2021 года Туркменистан принял поправки к миграционному законодательству, разрешающие продление до 30 декабря 2022 года срока действия паспортов, срок действия которых истекает 1 января 2020 года.
Отправка людей в страну, где они сталкиваются с реальной угрозой преследования, включая пытки, запрещена международным правом, а в рамках международного беженского права запрет на возвращение человека в страну, в которой они могут столкнуться с преследованием, известен как принцип невыдворения. Турция связана этими запретами как с точки зрения обычного международного права, так и с точки зрения договорного права.
Турция является участником Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола 1967 года к ней, и даже несмотря на то, что она сохраняет географические ограничения, исключающие полное признание беженцами лиц, не являющихся выходцами из европейской страны, это географическое ограничение не освобождает Турцию от постоянного соблюдения фундаментальный принцип невозвращения.
Турция также присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток в 1998 году, которая обязывает государства гарантировать, что они никого не отправляют в места, где им угрожает реальная опасность пыток или другого жестокого обращения.
Мы призываем вас обеспечить, чтобы Рахманов, Абулов и Аллалиев не были принудительно возвращены в Туркменистан, чтобы у них был доступ к адвокату, и чтобы они были незамедлительно освобождены из-под стражи и им было разрешено продолжить свои шаги по урегулированию своего статуса в Турции.
Спасибо за внимание к этому срочному делу.
Искренне,
Хью Уильямсон, директор отдела Европы и Центральной Азии Хьюман Райтс Вотч