Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Новые аресты и задержания гражданских активистов.

Новые аресты и задержания гражданских активистов.

В середине марта 2005 года новый корреспондент туркменского отделения Радио Свобода Огулсапар Мурадова должна была встретиться с корреспондентом Халмурадом Гылычдурдыевым для того, чтобы обсудить организационные вопросы. На встречу с журналистом она поехала с правозащитником Аннакурбаном Аманклычевым.

Затем она со своего домашнего телефона дала интервью журналисту из Праги Розыназару Худайназарову. До настоящего момента Огулсапар смогла передать на радио еще несколько интервью. Но, после ее первого интервью, данное под псевдонимом Кумуш, спецслужбы установили круклосуточное наблюдение за ней и за Аманклычевым. Телефоны были поставлены на прослушивание, а затем власти отключили мобильный и домашний телефоны ее и ее дочери. Уже три месяца телефоны не работают. По данному факту Мурадова отправила десятки заявлений в различные инстанции, однако власти ссылаются “на занятость, отсутствие квалифицированных специалистов, чрезмерную перегруженность и невозможность открыть причину поломки связи”.

Некоторое время за подъездом дома, в котором живут Мурадовы, было установлено внешнее наблюдение: в подъезде поочередно дежурили двое мужчин. Из заявления Мурадовой начальнику управления полиции города Ашгабада подполковнику К.М. Тыллаеву: ”С некоторых пор проживающими нашего подъезда стали интересоваться подозрительные люди, которые представляются работниками городского хякимлика... Эти люди наведывались к нам в середине марта, затем 4 апреля, 6 апреля”. Угрозами они пытались заставить Мурадову прекратить активность. Они угрожали выселить ее из квартиры, угрожали свободой ее детей. Как выяснилось позднее, люди под такими фамилиями в хякимлике не работают. В местной полиции также отрицают факт отправки своих сотрудников по месту жительства Мурадовой. По данным случаям Огулсапар открыто пишет в прокуратуру, полицию, МНБ.

В последнее время за ней установили круглосуточное наблюдение. Как сообщила Огулсапар: “Более двадцати дней за нами ведется плотное наблюдение, все мои передвижения снимаются на видеокамеру.Чаще всего наблюдение ведется спецслужбами из легковых автомобилей “Lada” 99 модели G № 4865 AH серебристого цвета, G 6425 АG белого цвета, и две 5 модели белого цвета с номерами G № 7563 AH и G № 4719 AH. А 17 июня, днем, была совершена попытка поджога дома моей престарелой матери, Аннасолтан, проживающей на бывшей улице Вокзальная, 38. В этом районе расположены старые деревянные дома, известные под названием “финские”, построенные после землетрясения 1948 года . Соседи успели затушить пожар до того, как огонь перекинулся на основные постройки”.

Когда данный пресс-релиз был уже готов к выпуску, поступило срочное сообщение из Ашгабада. Сегодня приблизительно в 17 часов дня к Мурадовой на квартиру пришли двое сотрудников Департамента полиции г.Ашхабада и увезли Огулсапар Мурадову, 1948 г.р. на машине № 55- 46 АH. Никакой официальной повестки или ордера предъявлено не было. На возмущения Мурадовых старший лейтенант, представившийся Тойлы, сказал что ее увезли “на беседу” и продиктовал служебный номер телефона 39-00-49. Другое сообщение касается правозащитника Аманклычева. Как стало известно, в пятницу, 16 июня 2006 года, приблизительно в 11 часов дня работники Министерства национальной безопасности Туркменистана задержали члена Туркменского Хельсинкского Фонда по правам человека (ТХФ) Аннакурбана Аманклычева, 1971 года рождения.

В этот день автомобиль Аннакурбана был припаркован на одной из улиц г. Ашгабада. Как рассказывают очевидцы, пятеро сотрудников МНБ в отсутствии водителя вскрыли машину и подбросили внутрь салона небольшой сверток. Несмотря на настойчивые просьбы родственников власти не дают никакой информации о мотивах задержания Аманклычева.

Стало известно, что за Аннакурбаном также велось наблюдение, которое усилилось после неофициальных встреч Аннакурбана с журналистами французского телевидения TV-2, интересовавшимися реальным состоянием образования и здравоохранения в Туркменистане. Несмотря на это, Аннакурбан продолжал вести правозащитную деятельность.

Высокопоставленный работник районной прокуратуры, просивший не называть его имени, высказал предположение: ”По-видимому, ему подбросили наркотики, или того хуже, патроны. Все уже пресытились шитыми белыми нитками обвинениями в воровстве и коррупции, которую в последнее время раскручивала генеральная прокуратура. После ареста К.Атаджановой Министерство национальной безопасности заняло освободившуюся нишу. И, поскольку тема борьбы с наркотрафиком и преступностью очень популярна в мире, МНБ скорее всего решило провести арест правозащитника, подбросив ему один из этих предметов. В этом случае они “убивают сразу двух зайцев”: избавляются от неугодного режиму правозащитника и показывают руководству страны свою преданность и, якобы, готовность обеспечить безопасность государства.”

О том, что власти ведут охоту за членами Туркменского Хельсинкского Фонда по правам человека, говорит еще один факт. Одновременно с задержанием Мурадовой трое полицейских, не предъявив официальных документов на задержание, забрали из квартиры в полицию Овезову Елену, 1965г.р., активистку правозащитной организации. Она воспитывает двух малышей - трех лет и одиннадцати лет.

Через полчаса полицейские задержали и Сапардурды Хаджиева, 1959 г.р. - родственника председателя ТХФ. Нам сообщили: в 23 часа ашхабадского времени родственники задержанных томятся перед входом в здание МВД. Ни дежурный, ни другие официальные лица не говорят, на каком основании задержаны активисты и не дают близким никакой информации. По телефону № 39-00-49, на который сослались полицейские, также невозможно получить вразумительный ответ.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.