Явная тенденциозность, предвзятость расследования и упрощенные судебные процессы над обвиняемыми в т.н. покушении на президента Ниязова, отмеченные всеми независимыми экспертами постоянно приводятся в резолюциях ООН, материалах ОБСЕ, а также международных правозащитных организаций как вопиющее нарушение прав человека.
Видимо поэтому, как сообщает источник из Ашхабада, в Генеральной прокуратуре Туркменистана на днях начала работу специальная комиссия, которая пересматривает все дела, связанные с событиями 2002 года. Делается это в атмосфере абсолютной секретности, даже солдат, несших службу по охране здания прокуратуры отправили по казармам.
Предполагается, что туркменское руководство поручило Атаджановой Г. подчистить все “погрешности”, допущенные ее ведомством в ходе задержания, расследования и ареста нескольких сотен человек. Были различные заявления правительства о том, что оно осудило и приговорило к лишению свободы 56, 61 или 63 человека за их соучастие в нападении, совершенном в ноябре 2002 года. По оценкам других наблюдателей их фактическое число было гораздо выше. Оставалось неясным, сколько человек из числа осужденных были действительными участниками этого нападения, сколько человек пострадало из-за родственной принадлежности к участникам этого события и сколько человек пострадало из-за обыкновенной профнепригодности работников туркменских правоохранительных органов.
Кроме того, систематические нарушения процессуальных требований при расследовании и уголовном преследовании лиц, связанных с этим нападением, сделали также крайне затруднительным распознание тех, кого осудили за их политические, оппозиционные взгляды.
Из достоверных источников также стало известно, что Батыр Бусаков, бывший в то время министром национальной безопасности в настоящее время находится на поселении в Байрам-Али. Поводом явилась взятка в сто тысяч долларов, полученная (вымогал) от иностранной фирмы. Бывший министр внутренних дел А. Какабаев и генерал А. Аллаков находятся под домашним арестом.
Подтвердились сообщения, что другой бывший министр МВД Поран Бердыев осужден на 23 года. Одной из причин его осуждения, прозвучавших из уст следователя, явилось то, что Бердыев П. ”прошляпил отъезд из Туркмении ряда оппозиционеров”.
Все это власти стараются не афишировать. В ответ на призывы международной общественности прекратить нарушать права человека туркменское руководство пытается придать некий оттенок законности своим репрессивным действиям, на самом же деле заметает следы и еще больше вязнет в пучине правонарушений.
Туркменский Хельсинкский Фонд 4 мая 2004 г.