Значительный резонанс вызвал инцидент, связанный со вчерашним задержанием в Нукусе съемочной группы российского журналиста Алексея Пивоварова (признанного в России «иноагентом») и журналистку Hook.report Фариде Махсетову.
Согласно информации, опубликованной Telegram-каналом hook_report, около 19 часов 1 декабря стало известно, что журналистов доставили в ГОВД Нукуса «для беседы», где потребовали предоставить телефоны «для осмотра». Основанием задержания стало некое «заявление местного жителя», которое журналистам показать отказались. Пивоварова увели для «беседы» в отдельный кабинет, сотрудник МВД отказался отвечать на вопросы задержанных.
Редакция срочно связалась с известным ташкентским адвокатом Сергеем Майоровым, дозвониться до правительственных ведомств не удалось.
В 19:37 коллеги Махсетовой забили тревогу: появилось сообщение, что она последний раз выходила на связь в 19:09, после этого сообщения и звонки не доходили, а вскоре телефон журналистки оказался «вне зоны обслуживания».
Около 20:30 ситуация прояснилась: Махсетова связалась с редакцией и сообщила, что «в данный момент сотрудники МВД отсматривают материал, снятый командой Пивоварова в Узбекистане – с кем он говорил и что успел снять». Обещают «скоро отпустить», но, вероятно, продержат до начала регистрации рейса на Ташкент.
21:11 стало известно, что съемочную группу заставили отдать две флешки с отснятыми материалами, сотрудники правоохранительных органов изъяли всю видеосъемку о Каракалпакстане.
Спустя четверть часа группу отпустили из ГОВД, и журналисты выехали в аэропорт для регистрации на рейс в Ташкент.
Сам Алексей Пивоваров в 21:26 написал успокаивающе: «Мы сейчас в Узбекистане. Когда мы были в Нукусе, нас пригласили на беседу сотрудники МВД. Мы поговорили, рассказали о себе и своих планах, сотрудники были вежливы и корректны. Сейчас уже едем дальше». Об изъятых материалах в его сообщении не упоминалось.
В публикации одного из российских агентств отмечается, что «Пивоварову и членам его съемочной группы дали возможность завершить работу и им не предписано покинуть пределы Узбекистана ».
Информация о задержании журналистов в Нукусе получила широкое распространение (вплоть до новостей бегущей строкой на российском ТВ).
В 20:45 Telegram-канал посольства РФ сообщил, что «посольство связалось с МИД РУ для выяснения обстоятельств происшедшего. В случае необходимости окажем российским гражданам необходимую поддержку».
Впрочем, уже на следующее утро тот же канал ретранслировал официальную позицию властей: журналистам и блогерам «перед поездкой в страну в обязательном порядке необходимо получить соответствующую аккредитацию МИД Узбекистана».
Поскольку блогером можно считать любого из миллионов туристов, снимающих и регулярно размещающих в соцсетях материалы о посещенных странах, эта репрессивная норма узбекистанского законодательства, сохранившаяся с каримовских времен, может допускать весьма широкое толкование.
Изъятие отснятых материалов по Каракалпакстану власти и посольство РФ не комментируют.
Как справедливо заметил один из читателей hook_report, «Узбекистан - «новый», привычки - старые».
В публикации издания «Газета.uz » отмечается, что Пивоваров - известный тележурналист, в последние годы - автор Youtube-канала «Редакция». В конце ноября разместил сообщение, что находится в Узбекистане, снимает процесс производства хлопковой пряжи. До Нукуса съемочная группа была в Самарканде и Ташкенте, там проблем не возникало. Издание уточняет, что узбекистанская журналистка Фариде Махсетова находилась с россиянами в частном порядке, а не по заданию редакции.
Следует отметить, что инцидент с Пивоваровым произошел на фоне напряженной внутренней ситуации в Каракалпакстане.
Как известно, 1 декабря отмечается в Каракалпакстане как День каракалпакского языка (в 1989 году был принят закон о придании ему статуса государственного), а 14 декабря – как годовщина принятия в 1990 декларации о суверенитете Каракалпакстана и день флага. В прошлом эти даты, важные для каракалпаков, официально не отмечались, но активисты в посткаримовские годы на протяжении ряда лет готовили и проводили несанкционированные уличные акции в центре Нукуса, за что подвергались преследованиям.
В этом году власти попытались перехватить инициативу. День каракалпакского языка отмечался достаточно широко. Но на протяжении двух недель, предшествующих этой дате, силовики проводили операцию по запугиванию каракалпакских диссидентов, чтобы избежать возможных уличных инцидентов.
Так, 24 ноября поступили сообщения об обысках и вызовах «на беседы» в Караузякском, Тахтакупырском и Шымбайском районах Каракалпакстана. Как утверждают, в этих действиях участвовали и сотрудники ОМОНа, присланные из Ташкента. Некоторых активистов вызывали в РОВД и брали объяснительные. На прошлой неделе давление на активистов продолжалось.
В такой ситуации появление съемочной группы Пивоварова в Нукусе и съемки в день праздника выглядели с точки зрения местных силовиков крайне подозрительно, что, вероятно, и стало действительной причиной происшедшего инцидента.
Виталий Пономарев