Обозреватели, опрошенные NBCentralAsia, позитивно оценивают попытку властей создать электронное правительство, однако для того, чтобы идея достигла своей цели, потребуется значительная либерализация сферы доступа к информации и Интернету.
В конце апреля президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов подписал постановление о создании единой системы информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Предусмотрено также внедрение оптико-волоконной системы связи для обеспечения «качественного взаимодействия» между кабинетом министров и отраслевыми ведомствами.
Ожидается, что посредством электронных технологий повысится эффективность государственного управления и оперативность межотраслевой работы.
Распространение новых информационно-коммуникационных технологий и расширение доступа в Интернет является основной идеей Бердымухаммедова, декларируемой им во всех программах после прихода к власти в 2007 году. Он открыл доступ во всемирную паутину, которая до этого была в стране под запретом, поручил оснастить детские учреждения, школы и университеты компьютерными классами и современными технологиями, постановил принимать в эксплуатацию новые объекты только при наличии установленного оборудования для подключения к Интернету.
К середине 2009 года девять министерств и ведомств обзавелись собственными веб-ресурсами.
Однако сложности с доступом к информации остаются. В стране, где проживает более пяти миллионов человек, существует всего пятнадцать интернет-кафе, которые предлагают посетителям подконтрольный доступ, практикуется блокирование независимых центральноазиатских и зарубежных веб-сайтов, публикующих альтернативную информацию.
В университетах и школах, установивших компьютеры с доступом в Интернет, учителя либо запрещают студентам пользоваться Интернетом, либо ограничивают доступ до нескольких определенных сайтов. Для большинства населения всемирная паутина по-прежнему недоступна.
Заявив о создании электронного правительства, власти ничего не сказали о его классической концепции, которая предполагает доступ к информации не только госорганов, но и граждан. Это является основным условием, при котором работа автоматизированных органов управления будет эффективной, говорят комментаторы.
«Мы не видим „телодвижения” по созданию элементов электронного правительства,- говорит Аннадурды Хаджиев, туркменский эксперт NBCA,базирующийся в Болгарии. - Существуют несколько видов взаимодействий в системе электронного правительства - между государством и гражданами, между государством и бизнесом, между различными ветвями государственной власти”.
Идея создания электронного правительства предполагает открытость и широкое вовлечение населения в проект, ориентацию на нужды потребителей, когда министерства и ведомства могут предоставлять услуги для населения по сети Интернет, что позволит усовершенствовать взаимоотношения властей с народом.
К примеру, граждане могли бы через сайты государственных ведомств направлять туда обращения и предложения, иметь возможность проследить, как над ними работают чиновники, знакомиться с решениями по судебным делам, открыто опубликованными на порталах судебных органов власти.
По оценке обозревателей, аналогичная модель, действующая в соседнем Казахстане, усилила партнерство между государством и населением. К примеру, судопроизводство стало более открытым. Если раньше подсудимый не имел возможности наблюдать за ходом процесса, то теперь все стороны, участвующие в судебном разбирательстве, могут ознакомиться с судебными актами.
Однако для работы электронного правительства необходим свободный доступ к Интернету и условия для прозрачной работы властей, чего пока недостает в Туркменистане.
«В министерствах и ведомствах есть проблема доступа в Интернет»,- рассказывает обозреватель NBCentralAsia в Ашгабате, долгое время проработавший на государственной службе.
При подготовке данной статьи он провел опросы среди руководителей среднего звена отраслевых министерств на предмет создания электронного правительства в Туркменистане и выяснил их отношение к новшеству.
«Результаты бесед показывают, что идея создания электронного правительства просто озвучена, и многие не вникают в ее суть,- говорит собеседник.- На данном этапе стратегия определена в том, чтобы создать информационную базу для обмена информацией в электронном виде между министерствами и ведомствами».
Сотрудник Министерства связи Туркменистана, пожелавший не разглашать свое имя, назвал новый проект «очередной попыткой показать всем, что Туркменистан - цивилизованное общество».
«Реально же страна откатывается назад, - говорит чиновник. - Мы живем в замкнутом поле – «ничего не видим, ничего не слышим и ничего никому не скажем».
Сотрудница Министерства экономики и развития не верит, что с появлением проекта электронного правительства государственные процессы в стране станут прозрачней.
«У нас уже были попытки провести электронное голосование, - говорит она. - Даже в этом случае умудрились подделать результаты выборов. Не думаю, что сегодня будет по-другому».
Преподавательница Политехнического института из Ашгабата назвала новые технологии одной из форм государственного пиара, призванного поднимать имидж чиновников.
«Телевидение каждый день показывает наших членов правительства,- отмечает она.- Раньше они держали в руках блокноты, теперь перед ними лежат ноутбуки. Для чего - непонятно, все равно они в них не смотрят».
NBCA