Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Радио Азатлык «Мне надоела эта жизнь, терплю ради шестерых детей» — история сборщика вторсырья

Радио Азатлык  «Мне надоела эта жизнь, терплю ради шестерых детей» — история сборщика вторсырья

«Работы нет, помощи от государства нет. Старший сын два раза пытался покончить с жизнью. Я сам уже сыт такой жизнью, но терплю ради детей, оставшихся без матери…» – это слова Багтыяра (имя изменено – ред.), 40-летнего жителя Мары, вынужденный в условиях экономических трудностей и продовольственного кризиса выживать за счёт того, что копается в мусорках.

Корреспондент Радио Азатлык в Марыйском велаяте рассказывает, что по мере усугубления экономических трудностей заметно растёт количество граждан, копающихся в мусорках, в том числе женщин и детей. Наш корреспондент побеседовал с несколькими из этих туркменистанцев. Азатлык предлагает вашему вниманию историю одного из них.

По словам Багтыяра, до 2020 года он жил со своей женой и шестью детьми, и они вместе ходили по мусоркам, собирали пластиковые баклажки, стеклянные бутылки, куски картона, и это было основным источником дохода семьи.

Но в 2020 году после прививки от коронавируса его жена заболела, и семья, которая до этого, и так, еле выживала, столкнулась с большими трудностями.

«У нас не было ни маната, чтобы покупать лекарства. Поэтому мы позвали семейного врача, но спустя даже четыре дня, врач не появился. У жены состояние ухудшалось, и мы позвали домой Скорую помощь. Они забрали её, а нас поместили в карантин и велели «в течение 21 дня никуда не выходить». Через два дня нам сообщили, что жена умерла и её тело привезут в машине скорой помощи, но не дадут завести тело домой, а повезут прямо на кладбище. Жену похоронили с помощью соседей», рассказывает Багтыяр.

Так он остался один с шестью детьми, двоим из которых ещё не исполнилось и пяти лет. А Багтыяр с двумя старшими сыновьями продолжают ходить по мусоркам, пытаясь таким образом прокормиться.

Багтыяр говорит, что многократно обращался к представителям властей с просьбой помочь устроиться на работу. Но никакой помощи от государства ни в трудоустройстве, ни в материальной поддержке нет, говорит он.

«От государства получаем 200 манатов в качестве пособий для сирот, но их не хватает даже на оплату газа, воды и электричества. От государства больше никакой помощи нет. Мука и масло по льготным ценам государственные магазины вовремя не распределяют. Даже когда они появляются в продаже, всем не хватает. С двумя старшими сыновьями копаемся по мусоркам и таким образом пытаемся выжить. Но это очень трудно. Из-за больших расходов и дороговизны я не могу отправить детей в детсад. Дети, которые учатся в школе, также неохотно идут туда, потому что там постоянно собирают деньги и много других расходов. Старший сын два раза пытался покончить с жизнью, сказав, что «устал от жизни, безработицы и безденежья». Я сам тоже устал от такой жизни, но терплю только ради шестерых детей, оставшихся без матери», говорит Багтыяр.

По его словам, многие советовали ему ехать на заработки за границу, но денег на это у него нет. «Чтобы уехать нужно иметь хотя бы 20 тысяч манатов, а у меня нет даже 20 манатов. Если бы была хоть малейшая возможность, я бы ни дня не оставался бы в этой стране», говорит Багтыяр.

Туркменистан уже более шести лет переживает тяжелейший экономический кризис в период своей независимости. Пандемия коронавируса особенно усугубила экономические и социальные проблемы в стране. Вместе с тем заметно выросло число граждан, которые в поисках перерабатываемых предметов, старых вещей и выброшенных продуктов питания копаются на помойках. На улицах городов также стало больше попрошаек, бездомных и проституток.

Законодательство Туркменистана предусматривает социальную защиту граждан. Несмотря на это, наши корреспонденты и сами туркменистанцы рассказывают, что государство не оказывает никакой помощи малоимущим семьям.

«У нас нет институтов, органов, которые изучают положение семей. В какой бы орган люди ни обращались за помощью или трудоустройством, там сразу пытаются избавиться от них, и отправляют их в другие организации», говорит местный наблюдатель из Мары в анонимной беседе с нашим корреспондентом.

Власти страны не признают наличие социально-экономических проблем, в том числе обнищание населения. Статистические данные о безработице общественности недоступны. Государственные СМИ неустанно твердят о «счастливой жизни граждан страны», и делают вид, что туркменистанцев, которые пытаются выжить за счёт того, что копаются в мусорках, не существует.

Последние новости

RSF решительно осуждает попытку отравления Солтан Ачиловой
RSF решительно осуждает попытку отравления Солтан Ачиловой
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Радио Азаттык:«Невыносимые условия». Как преследуют каракалпакских активистов на родине и за границей
Радио Азаттык:«Невыносимые условия». Как преследуют каракалпакских активистов на родине и за...
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан