На территории марыйской области расположены: диспансер МР/Д-14 областного управления полиции, в 70-ти километрах от Мары колония МР/К-7, детская колония МР/К-18, в 30 км. от Мары МР/К-15 больница для осужденных и в 100 км. от Мары ЛТП.
Туркменский Хельсинкский Фонд с помощью нескольких бывших заключенных, амнистированных в 2005году, и сотрудников диспансера провел мониторинг марыйского диспансера МР/Д-14. Учреждение МР/Д-14 управления полиции марыйского велаята (с туркм.- область) находится в черте города по ул. Л.Толстого. Начальник управления подполковник внутренней службы Гарлыев Гурбан Гарлыевич, 1958 г.р., на данной должности с 2002 г.
На 10 сентября 2005г. в МР/Д-14 находилось 289 осужденных: женщин-64 человека, мужчин - 160 человек, несовершеннолетних - 4, сотрудников ОВД - 5; иностранцев - 2 (иранец и афганец), подследственных-54 человека. Цифры меняются ежедневно в зависимости от этапа. Этап проходит по нечетным числам.
МР/Д-14 рассчитан на 1000 койко-мест, всего 69 камер. На момент мониторинга имелось не более 360 койко-мест. Согласно действующего “Приказа”* площадь камер должна быть 2х2 метра на человека, для несовершеннолетних 2,5х2,5. На самом деле площадь камер различна. В камерах содержатся: несовершеннолетние - обязательно с воспитателем из среды осужденных; женщины - отдельно от мужчин; те кто находится под следствием - отдельно. Здесь же бывшие сотрудники отдела внутренних дел, иностранцы и больные. Есть двухместные камеры, но есть и такие в которых содержат до 30 человек, чаще всего подследственных, тех которые ждут решения суда.
Температура воздуха в камерах напрямую зависит от погоды и температуры снаружи. Окна в камерах зарешеченные, но без стекол. Зимой заключенные вынуждены завешивать окна подручными материалами, одеялами, клеенкой. В камерах имеются батареи парового отопления, практически они не работают в силу ряда причин, в том числе сильного износа оборудования. Во всех камерах, кроме штрафного изолятора, имеются «нары» - двухярусные металлические койки, вмонтированные в бетонный пол. Мебели нет никакой. Санузел старого типа, туалет – дырка в полу. Специального вентиляционного оснащения нет, кроме тоненькой трубы вверх на третий этаж. Имеется водопроводный кран с холодной водой. Заключенные купаются и стирают в камерах (в основном женщины ), что является нарушением внутреннего распорядка. В режимном корпусе имеется баня, осужденных туда водят согласно графика. Банщик, если ему заплатят, может разрешить искупаться вне графика. Уборку в камерах проводят сами осужденные, дежурство несут согласно графика, который висит в камере. Бытовой мусор по камерам с утра, до развода, собирает рабочий из хозяйственной обслуги. Из осветительных приборов в камере имеется одна электрическая лампочка на 75 Ватт. Матрац, подушку, простыни должно выдавать управление, но многие пользуются своим, так как казенным как выразился один из сотрудников“и ноги не захочешь вытереть”. Каждые две недели смена белья, стирка. Есть прачечная, но по словам того же сотрудника “если сдашь туда белье потом его не найдешь”.
Питание трехразовое. На завтрак чай, каша. На обед суп, на ужин - каша, чай. Мясо в меню никогда не бывает. Повара с вечера ставят варить кости - говяжьи ребра не первой свежести, всю ночь до утра кости варятся, а затем суп заправляют хлопковым маслом, луком, сушенными баклажанами или помидорами, картофелем или бобами-сечкой. Обычно поварам продукты для приготовления еды выдают в сильно урезанном виде, в минимальных количествах. Продуктами обеспечивает департамент исполнения наказаний /ДИН/, летом заключенные собирают урожай с участка, прикрепленного за зоной. Хлеб выдают по половине буханки на человека в день, это по норме. Вода, что течет из водопроводного крана в камерах, техническая. Чай полагается только в часы кормления. Прогулки разрешены приказом и время прогулок устанавливается начальником учреждения. Обычно на прогулки разрешается 15-20 минут в специально отведенном для прогулок месте - на третьем этаже режимного корпуса.
По штату положены врач-терапевт и фельдшер. В настоящее время должность врач-терапевт неукомплектована. Вновь прибывших заключенных обязательно осматривает фельдшер, женщин осматривают в присутствии женщины-контролера. Заводится специальная медицинская карточка, из МР/К-15 “больнички” приезжают врачи-специалисты, у вновь прибывших берут анализы на ВИЧ, на наркозависимость. Один из сотрудников МР/Д-14 рассказал:” Знаю о наличии двух инфицированных женщинах-сифилис. Когда одна из сотрудниц проводила личный обыск этих женщин, ее не предупредили о наличии сифилиса у них, а обыск производился без перчаток. Сотрудница выявила 5-месячную беременность у несовершеннолетней, которую привезли из притона. Ни врач, ни сама заключенная не знали о беременности”. Весь учет отчетности по медикаментам ведет главный бухгалтер учреждения. На практике родственники осужденных приносят медикаменты, шприцы, системы и передают фельдшеру.
В камерах вывешены обязанности заключенных, график дежурства, гимн, клятва. Каждое утро проводится «поверка». Проверяющие- режимник, сотрудник с оперативного отдела, инженер, начальник хозяйственной части обходят камеры. Дежурный из осужденных отчитывается за всю камеру, докладывает о наличии жалоб, заболевших. После ухода проверяющих заключенные в камерах наизусть, хором читают клятву и поют гимн Туркменистана.
Имеется библиотека. В месяц два раза библиотекарь и воспитатель выдают книги и газеты “Эсгер”-Воин. В первую очередь книги выдаются несовершеннолетним, бывшим сотрудникам ОВД и лицам уже получившим срок. Книги в основном на русском языке из старых запасов, потрепанные, без начала и конца. Книги в хорошем состоянии не выдаются, а держатся для показа проверяющим, в том числе книга “Рухнама”. Многие осужденные на русском языке читать не могут. Часто родственники осужденных приносят книги из дома. Раньше в режимном корпусе работало Радио-Маяк. Сейчас не работает ни радио-Маяк, ни туркменская радиолиния, ни телевизор.
В хозобслуге есть телевизор, принесенный кем-то из персонала. По штату 20 человек из контингента осужденных работают: уборщики, повара, резчик хлеба, парикмахер, рабочие. На эти работы могут претендовать лица имеющие первую судимость, у кого погашен исковый долг, материальный ущерб. Но для того чтобы получить работу нужно заплатить 500 долларов. Кандидатура подбирается опeративным сотрудником и согласовывается с начальником учреждения. Характеристика и подбор кандидата на утверждение в ДИН подписываются после того как дадут “добро”: руководство, инспектор по воспитательной части, начальник специальной части, режимного отдела, хозчасти, дежурный, медчастъ. Затем издается приказ на зачисление. Один экземпляр приказа о зачислении направляется в секретариат, второй-в дело осужденного, третий в бухгалтерию. Зарплату начисляет бухгалтер учреждения, и он должен выдать ее всю целиком после освобождения из места лишения свободы. На практике зарплату не выдают.
Сотрудник ЧЧ : “С жалобами осужденные обращаются через режимный отдел, через своего воспитателя, оперативного сотрудника или к прокурору по надзору. Каждое утро на планерке у начальника учреждения весь личный офицерский состав и дежурная группа, работающая по усиленному варианту обсуждают проблемы и реагируют на те или иные просьбы или жалобы в рамках закона и обоснованности жалобы. Если осужденный нарушил режим содержания: пререкался, нарушил дисциплину, незаконно хранил запрещенные предметы и т.д. то он подвергается дисциплинарному наказанию в соответствии с требованиями “Приказа”: выговор, строгий выговор, отмена свиданий, отмена передач, сокращение времени прогулок. Издается приказ и заносится в личное дело, что играет немаловажное значение в условно-досрочном освобождении”.
В МРД/14 отдельной комнаты свиданий нет. Свидание с близкими и родными происходит в присутствии контролеров в течении 10-15 минут.
МР/ Д-14 состоит из двух 3-этажных зданий, один был построен в 1970г., второй в 1990г. Административное здание ранее находилось на территории зоны, в 1994г. оно было переведено в здание отдела полиции марыйского этрапа. Капитального ремонта не было, текущий производился в 1994-1995гг. Ремонт производился за счет сотрудников отдела: из заработной платы сотрудников удерживалась соответствующая сумма. В настоящее время данное помещение отбирают и учреждение самостоятельно должно строить новое здание «своими силами»!?
Продолжительность рабочего дня сотрудников МР/Д-14 с 7.30 до 20.00, обед с 13.00 до 14.00. В 8.00 развод офицерского состава, утренняя проверка камер. В 9.00 планерка у начальника. Никаких сверхурочных не выплачивают, все льготы были сняты несколько лет назад. Раньше год службы засчитывался как за 1,5 года, в настоящее время убрали пайковые, суточные. Сотрудников мест лишения свободы приравняли к служащим собеса. Пенсия по выслуге лет для женщин 55 лет, для мужчин – 62 года. Зарплата с февраля 2005г. повышена от 2 до 3 миллионов манат. До сих пор зарплату сотрудники МР/Д-14 получали с большой задержкой - на 3 и больше месяцев. Сейчас выдачу зарплаты задерживают на 1 месяц. Медицинское обслуживание сотрудники проходят по страховым полюсам в поликлинике управления внутренних дел.
Кондиционеры имеются не во всех кабинетах, всего два холодильника - у начальника и в специальной части. Там же один компьютер. Документация ведется на туркменском языке нового алфавита. “В дни амнистии одного компьютера катастрофически не хватает”-пожаловались сотрудники административного отдела. Вся специальная литература на туркменском языке, поступает из Ашхабада. С данной литературой работники управления полиции знакомятся у начальника в кабинете, а если материал нужен для служебного пользования, то сотрудникам МР/Д-7, МР/Д-14, МР/Д-15, МР/Д-18 приходится конспектировать его в своих рабочих тетрадках.
На повышение квалификации, на учебу, на специализацию работников уже несколько лет никуда не направляют. Только вновь прибывшие сотрудники проходят первоначальную подготовку в ДИН в Ашхабаде. Со слов оформляющихся для трудоустройства на рядовую должность нужно заплатить 500 долларов.
* Опрашиваемые не смогли указать точное название “Приказа” и время его издания.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.