В 2022 году в Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека поступило немало вопросов по теме люстрации. 3 января 2023 года ТХФ организовал онлайн- конференцию на тему „Нужна ли люстрация Туркменистану“. В обсуждении принимали участие правозащитники и гражданские активисты.
Дурсолтан Таганова рассказала об опыте проведения люстрации в республике Эстония, Аннадурды Хаджиев в Чехословакии, Атамурад Сапаров - в Польше. Во всех этих государствах сначала были приняты специальные законы и образованы комиссии. Под люстрацию там попали бывшие высокопоставленные чиновники, работники спецслужб и их агенты. Активист „V“ обобщил европейский опыт проведения люстрации и подчеркнул специфичность этого вопроса для туркменского общества.
Участники беседы пришли к единому мнению, что в случае проведения люстрации, туркменское общество должно придерживаться цели гуманизма и недопущения к новой власти лиц, которые в свое время оказывали активное содействие в создании, укреплении и восхвалении авторитарных режимов.
Туркмены согласились, что вина рассматриваемого лица должна быть абсолютно доказана. Нельзя призывать к репрессиям, делать выводы только на предположениях или на основе принадлежности к определенной категории государственных служащих. Нурмухамед Ханамов и Аннадурды Хаджиев привели в пример режим С. Ниязова, который в свое время сфабриковал на них уголовные дела и подключил к этому Интерпол. Европейские правоохранительные органы рассмотрев иски из Туркменистана пришли к выводу о политизированности запросов, так как никаких доказательств и фактов, подкрепляющих обвинение Ашгабат предоставить не смог.
Более того, А. Хаджиев подал в европейский суд по правам человека на Болгарию за то, что она пошла на поводу у авторитарного туркменского режима. Суд А. Хаджиев выиграл.
По мнению председателя ТХФ Таджигуль Бегмедовой люстрация не является и не должна быть формой уголовного судопроизводства и не должна использоваться в качестве замены для уголовного наказания, или в качестве мести. Так как некоторые туркменистанцы путают данные понятия и считают правильным использование люстрации как месть, возмездие за неправомерность действий того или иного лица правозащитница обратила внимание слушателей на необходимость разграничения действий, подпадающих под уголовное преследование и под люстрацию.
Т. Бегмедова также предупредила, что при неграмотном подходе люстрация может спровоцировать атмосферу "всеобщего страха и недоверия". Во избежание подобного, участники согласились в том, что люстрация возможна только после принятия соотвeтствующего закона, учитывающего использование принципа гласности, соблюдения всех гарантий справедливого правосудия и прав человека.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.