Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Свобода выражения мнений, СМИ и информации.

ОБСЕ-БДИПЧ.

Выступление председателя Туркменского Хельсинкского Фонда по правам человека на ежегодном совещании ОБСЕ-БДИПЧ.

В эти дни исполняется 11 лет со дня зверского убийства пламенной туркменской активистки, корреспондента Радио «Свобода» Огулсапар Мурадовой. Несмотря на все требования мировой общественности, Туркменистан, нарушая внутреннее законодательство и многочисленные международные конвенции и договоренности, не привлек к ответственности виновных в ее смерти. Случилось это в 2006 году, еще при жизни диктатора Сапармурада Ниязова, который вскоре скончался. Мы призывали нового президента Курбанкули Бердымухаммедова провести тщательное расследование смерти журналистки за решеткой. Ведь государство, заключая человека в тюрьму, берет на себя всю полноту ответственности за его жизнь.

К тому же это был подходящий для Бердымухаммедова случай развенчать культ личности Ниязова и начать реальные демократические реформы. Однако он, сославшись на молодость и неопытность, от реформ отказался и продолжил авторитарную практику своего предшественника.

Что же собой представляет Туркменистан на данный момент? Если коротко, то это все те же нарушения гражданских свобод, отсутствие свободных выборов, произвольные аресты и задержания, пытки, насильственное содержание под стражей, вплоть до насильственных исчезновений — ничего со времен Ниязова в лучшую сторону не изменилось.

20 лет назад Туркменистан стал участником Международного пакта о гражданских и политических правах. И все эти годы международное сообщество констатирует неспособность Туркменистана обеспечить свободу СМИ.

Да, законодательно в Туркменистане предусмотрено право на свободу слова, печати и получения информации, однако на практике эти права не соблюдаются. Не прекращаются преследования и задержания силовыми органами журналистов, активистов, инакомыслящих, которые сотрудничают или дают интервью иностранным информагентствам.

Жертва произвольного задержания, внештатный корреспондент Радио «Свобода» и активист «Альтернативных новостей Туркменистана» (АНТ) Сапармамед Непескулиев осужденный в 2015 году по сфабрикованному делу о наркотиках, продолжает отбывать наказание.

В отместку за мониторинг принудительного труда по сбору хлопка отбывает срок по ложному обвинению в мошенничестве и другой активист АНТ Гаспар Маталаев.

Год назад неустановленные лица похитили прямо из дома Алтымурада Аннамурадова и в течение четырех дней удерживали его, жестоко избивая и задавая вопросы относительно его брата, фрилансера-диссидента. Алтымурад Аннамурадов умер.

В ноябре 2016 года сообщалось, что после видео-интервью туркменской службе Радио «Свобода» жительницу Лебапского велаята Дуньягозель Джумагулыеву арестовали на 15 суток.

В декабре был арестован корреспондент Радио «Свобода» Худайберды Аллашов якобы за хранение жевательного табака. После задержания полицейские его избили, задержали мать и жену и наложили арест на дом его матери. В том же месяце власти угрожали другому журналисту «Свободы» Ровшену Язмухамедову.

В ноябре ветеран-корреспондент того же Радио «Свобода» Солтан Ачилова, трижды подверглась нападению в связи с ее журналистской деятельностью. Совсем недавно, в течении июля месяца на нее вновь неоднократно оказывали физическое воздействие и психологическое давление. Каждый раз нападавшие, матерясь и крича «ты позоришь Туркменистан!», угрожали ей и ее семье физической расправой. При этом один из нападавших признался, что его подослали полицейские.

20 августа 2017 года две женщины и мужчина напали на гражданскую активистку и правозащитницу Наталью Шабунц, периодически выступающую с критикой режима в зарубежных прессе. Сообщалось, что у подъезда дома Шабунц постоянно дежурит автомобиль с агентами спецслужб. К двери ее квартиры подбрасывали отрезанную голову овцы.

Хотя закон запрещает цензуру, власти не соблюдают его и цензуре подвергаются все каналы передачи информации, включая телевидение, радио, инернет, а также газеты, журналы и даже книги.

Власти Туркменистана фильтруют интернет-услуги, блокируют неугодные сайты, контролируют электронную почту и вообще любую активность граждан в интернете. Доступ к сети сильно ограничен и является одним из самых дорогих в мире. Спецслужбы произвольно и без объяснения причин блокировать доступ граждан и жителей страны не только к сайтам, но и к мессенджерам, например, к сервисам Skype и Line.

Правительство финансирует и контролирует всю прессу, радио и местное телевидение, хотя у части населения имеется возможность установки спутниковых антенн, с доступом к некоторым иностранным телеканалам.

Жители Туркменистана пытаются сотрудничать с международными организациями для того, чтобы обратить внимание властей на те или иные проблемы, которые в других странах легко устраняются. В ответ они получают отключения телефонов, интернета, слежку, угрозы расправы со стороны чиновников… В то же самое время «лидер нации» Курбанкули Бердымухаммедов призывает общество к диалогу.

А в это время немало стран, представители которых присутствуют в этом зале, отдают предпочтение «тихой дипломатии» с Туркменистаном. Десятилетия такой дипломатии, несмотря ни на какие заверения, показали, что в ее глубине лежат сугубо экономические выгоды от сотрудничества с туркменским режимом. Это приводит к подавлению ростков демократии, кроме того, эта политика служит укреплению в Туркменистане жесткого авторитаризма.

Спасибо за внимание.

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.