Напомнив, что Штайнмайер стал первым главой МИД ФРГ, посетившим с визитом Туркменистан, еженедельник пишет:
Можно было сразу заговорить о сырьевом богатстве этой страны. Однако Штайнмайер сначала затронул теневые стороны, он говорил о пытках, отсутствии свободной прессы, подавлении оппозиции.
Туркменистан относится к государствам, которые – благодаря запасам сырья – могли бы стать привлекательными партнерами. Однако деловые отношения Запада с такими странами выстраиваются трудно. В основу программы поездки Штайнмайера была положена его главная идея: путем сближения способствовать переменам, что отвечало бы и национальным интересам.
В будущем внешняя политика станет "энергетической внешней политикой", отмечается в концепции, разработанной в МИД ФРГ несколько месяцев назад. Если Германия настойчиво, но в то же время последовательно, будет содействовать трансформации авторитарных систем, то в перспективе это приведет не только к повышению стабильности в регионе, но и позволит заключить выгодные контракты.
Некоторые визиты можно сравнить с хождением по канату, так как министру – к неудовольствию принимающей стороны – приходится постоянно затрагивать вопросы защиты прав человека.
В Киргизии в последние дни обострилась внутриполитическая обстановка, буквально до приземления самолета немецкая делегация не знала, дойдет ли дело до разгона протестующих оппозиционеров.
В Узбекистане глава германского внешнеполитического ведомства в течение двух часов дискутировал с президентом Каримовым о преследовании диссидентов. Штайнмайер надеется, что его миссия оправдает себя.
Михаил Степовик.
«Немецкая Волна»