За 30 лет независимости Туркменистана ни одна женщина-кандидат не участвовала на выборах президента. Кроме того, власть не заинтересована принять меры для увеличения числа женщин на выборных должностях. Женщины составляют около 25 процентов членов парламента, но их присутствие номинально, мужчины не принимают их всерьез. Традиционно, большинство населения считает, что туркменка должна то лько заниматься домашним хозяйством, воспитанием детей и обслуживать всех членов семьи.
Наглядный пример туркменской гендерной политики был продемонстрирован и на этой конференции, когда наша правозащитница подошла к главе туркменской делегации Шемшат Атаджановой с предложением встретиться и обсудить вопросы человеческого измерения, последняя указала на молодого мужчину, члена делегации для получения разрешения у него. Так, кто в таком случае все таки руководитель: Ш. Атаджанова или мужчина?
Еще пример. Бывший посол Туркменистана во Франции десятилетия занимался домашним насилием, в результате его супруга и дочь были вынуждены обратится за защитой к французским властям, вплоть до получения убежища в этой стране.
Наконец-то в этом году впервые опубликован отчет «Здоровье и положение женщины в семье». Даже учитывая ограниченный круг опрошенных и практику властей фальсифицировать выходные данные, опрос показал удручающую картину по вопросу насилия женщин в семье.
Каждая восьмая замужняя женщина в Туркменистане подвергалась физическому или сексуальному насилию со стороны супруга или партнера. Представьте, половина женщин подвергшихся насилию, получали побои в живот, во время беременности.
Более 40 процентов опрошенных женщин испытали на себе т.н.«контролирующее поведение» со стороны супруга. В основном они подвергались социальной изоляции - 22.1 процентов респонденток.
Второй вид контроля – это запрет на работу или учебу. Более 20 процентов женщин подтвердили, что им запрещали работать или учиться за пределами дома.
Знаете почему в стране подобное возможно? Потому, что власть личным поведением поощряет пренебрежительное, порой грубое и унижающее достоинство отношение к женщинам.
Последние три года туркменки сталкиваются с дискриминацией в вопросах вождения автомобиля и получения прав на вождение. Некоторые полицейские запрещают ей сидеть на переднем сиденье рядом с водителем. Чиновники взяли себе за правило вмешиваться даже в гардероб женщин. Вся страна постепенно переходит к унифицированной одежде.
В марте, в Туркменистане ввели запрет на аборты после пяти недель беременности. Помимо того, что власть пренебрегла международному правилу - закон обратной силы не имеет – этим запретом режим дал толчок к расцвету взяточничества. Сумма взятки достигает 500 долларов в зависимости от срока беременности. При этом в стране ограниченный доступ к контрацепции, сообщает радио Азатлык.
В начале апреля женщинам запретили пользоваться косметикой, красить волосы, делать маникюр, носить облегающую одежду и джинсы. Женщины, имеющие ботокс, искусственные ресницы, накладные ногти задерживались полицией, подвергались штрафу, в некоторых случаях были уволены с работы.
Совсем недавно в Ютубе был опубликован ролик, в котором молодой туркмен врывается в косметический салон и на глазах у всех избивает свою жену. Власти не дают отценку подобным фактам насилия над женщиной, не расследуют и не привлекают к ответственности мужчин, тем самым молчаливо поощряя гендерное неравноправие.
Отвратительная гендерная политика вынудила туркменских женщин искать счастья за рубежом, и в частности в Турции. Но и там они также подвергаются дискриминации, бесправию, насилию, в том числе сексуальному. Соответственно, и за рубежом власть не спешит защищать права туркменских женщин.
Господин Баррель! совсем недавно Ваш спецпредставитель госпожа Тери Хакала побывала в Туркменистане. Впоследствии она дала большое интервью, но только двумя строчками отметила:“В фокусе внимания Брюсселя также всегда права человека, гендерные вопросы, которые мы рассмотрели и в Ашхабаде.“ А что конкретно сделано, чтоб Ашхабад выполнял ваши рекомендации? Или опять все спустите на тормазах?
Многолетняя практика показывает, что подобные посещения чиновников ЕС, пожимания рук президента и других туркменских чиновников и т.д., подобным поведением вы даете режиму индульгенцию для угнетению прав туркменских граждан, в том числе туркменок. В результате туркменские граждане обращаются к нам с просьбой „Передайте им, чтобы они не приезжали к нам, каждый их приезд оборачивается ухудшением наших прав, становиться все хуже и хуже. Через местные СМИ власть подает их приезд как одобрение авторитаризма“.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.