Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Зомби «золотого века.»

Зомби «золотого века.»

В Туркмении стремительно растет смертность среди молодежи от передозировки наркотиков. Молодые люди, волей или неволей зомбированные на сверхудовольствии, незаметно обернувшимся пагубной зависимостью, молча переходят в мир иной, оставляя после себя родным и близким смешанное чувство облегчения и горького сожаления.

А обывательское мнение по отношению к наркоманам остается неумолимо жестоким: пусть все они побыстрее околеют, тогда и проблема наркомании исчезнет сама собой.

В победных реляциях Министерства здравоохранения, выделяющих средства на лечение и профилактику наркозависимости, упорно подчеркивается, что в Туркмении в последнее время идет снижение количества состоящих на учете наркоманов. Однако сей очевидный факт не следует связывать с успешным лечением наркозависимых пациентов.

В стране таких больных попросту не лечат. У наркоманов, пытавшихся исцелиться от героиновой зависимости (в последние годы это самый популярный и доступный наркотик), нет возможности получить квалифицированную медицинскую помощь по 3 причинам: некому лечить, негде лечить и нечем лечить. Относительно некому - понятно. При тотальном сокращении медицинских работников в последние три года специалистов-наркологов в республике почти не осталось. Также практически отсутствуют наркологические стационары, оснащенные современным оборудованием, нет центров психолого-социальной реабилитации для наркоманов и хронических алкоголиков.

Единственный на всю страну психоневрологический диспансер с наркологическими отделениями расположен в поселке городского типа Йыланлы Дашогузской области (северный регион). Ежемесячные полицейские целевые рейды обеспечивают неиссякаемый контингент наркоманов со всей республики. Но лечением в наркоотделениях не занимаются. Этот диспансер, в котором отсутствует не только какое-либо диагностическое оборудование, но даже самые примитивные медикаменты, выполняет всего лишь функции месячной тюрьмы для наркоманов.

Вот что поведала «ДН» о своем временном заключении в этом медицинском учреждении освободившаяся в конце февраля из йыланлыйской больницы группа ашхабадских наркоманов. Больница включает в себя 3 мрачных корпуса с 8 отделениями, в одном из которых пребывают душевнобольные, а в остальных семи - наркоманы и алкоголики. В каждом отделении - по 7 палат, рассчитанных на 9 койко-мест. На одноместной койке спят по два человека. В каждой палате на голом полу разложены по 10 матрасов без простыней и одеял, на которых спят также по два человека. Постельное белье - только на койках. В зимнее время в одном отделении скапливается до 170 больных, которые целыми днями пребывают на своих лежанках в смрадном тесном соседстве: алкоголики и наркоманы, молодые и пожилые, взрослые и совсем юные. Среди наркозависимых пациентов немало больных туберкулезом, встречаются и с венерическими заболеваниями. Обстановка и условия содержания отловленных наркоманов и алкоголиков не способствует душевному покою или хотя бы равновесию.

Режим схож с тюремным: подъем в 5 утра, отбой в 8 вечера. В промежутке кормят 3 раза в сутки баландой (мутная вода с рисовой сечкой или черной вермишелью) и хлебным стограммовым пайком. Помещения больные убирают сами. Посуду тоже, пластмассовые тарелки и алюминевые ложки моют холодной водой, так как горячей воды в отделениях нет, равно как и дезинфицирующих средств, порошка и мыла. Поэтому все больные заражены педикулезом, спящие на полу искусаны тараканами, а мухи не переводятся даже зимой. Выходить в коридор днем без нужды медперсонал запрещает. За каждое малейшее отступление от заданного режима врач назначает предельную инъекцию сульфазина, от которой провинившийся сутки не может встать. В то же время медикаментозное лечение наркозависимости, детоксикация среди пациентов не проводится, не говоря уже о заместительной метадоновой терапии, о которой здесь даже и не слышали.

По уверению сотрудника Министерства здравоохранения, при диспансерном лечении от наркозависимости на одного пациента выделяется $7 в сутки, включая сюда весь комплекс услуг. Это действительно нереальная смета, при которой говорить о программах лечения наркоманов и курсах реабилитации в наркоотделениях не имеет смысла. Но даже и эта мизерная сумма не используется по назначению. По свидетельству больных, за весь период их пребывания в больнице никакие лекарства не выдавались. Что писал врач в историях болезни наркоманов, какие медикаментозные назначения - неизвестно. Однако платежеспособные пациенты могли свободно купить у среднего и младшего медперсонала необходимые при абстинентном синдроме сильнодействующие лекарственные препараты.

В наркоотделениях процветает мародерство. Больные наркоманы, в основном ашхабадцы, этапированные в Йыланлы после облав в хорошей одежде, вынуждены ее обменивать у санитаров на худшую. За разницу им дают 1 бёлек (часть) героина или что-нибудь из еды, например, хлеб с маргарином, чайную заварку, сахар, карамель, луковицу и т.п. В отделениях скупают кожаные куртки, плащи, пальто, пиджаки, рубашки, брюки, обувь и даже белье. Особую охоту медперсонал ведет за золотозубыми больными. Чем только не соблазняют бедных обладателей драгоценных коронок: и наркотиками, и «кайфовыми» лекарствами, и едой, и переводом с матраса на койку, и даже мойкой машины главврача. Снятая золотая коронка стоит 50 тысяч манатов ($2).

Врачи крайне жестоко обращаются с вверенными им больными. В одном из отделений врач, переведенный в Йыланлыйскую больницу из Ашхабадского ОВД до недавнего времени имел привычку отрабатывать приемы на истощенных наркоманах. После того как сломал своему пациенту два ребра он прекратил истязать больных. «Эта психушка даже хуже тюрьмы»,- утверждают бывшие пациенты диспансера.

Реджеп Гелдыев, Дашогуз – Ашхабад.

«Деловая неделя», Казахстан.

Последние новости

Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.