Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Всемирный доклад HRW. Туркменистан. События 2024 года.

Всемирный доклад HRW. Туркменистан. События 2024 года.

Правительство Туркменистана продолжило жестко подавлять свободу слова и осуществлять тотальный контроль над доступом к информации. Власти не допускают проявлений инакомыслия, а деятельность незарегистрированных неправительственных организаций запрещена. Туркменистан продолжил практику произвольных запретов на поездки за границу и транснациональных репрессий, в том числе отказывая туркменистанцам в доступе к папортам за рубежом.

Многие несправедливо осужденные по-прежнему оставались за решеткой, а судьбы десятков жертв насильственных исчезновений остаются неизвестными.

В стране сохранялся дефицит субсидированных продуктов питания. Власти ограничивали права женщин и девочек. Однополые отношения между мужчинами по взаимному согласию остаются уголовным правонарушением и наказываются тюремным сроком до двух лет.

Свобода передвижения, отказ в выдаче паспортов

В 2024 году туркменистанские власти необоснованно не допускали людей на международные рейсы или иным образом запрещали выезд за границу. Получение биометрических паспортов внутри Туркменистана стало настоящим испытанием для многих туркменистанских граждан, поскольку власти вводили дополнительные ограничения, а для тех, кто не был готов давать взятку, очереди на подачу документов на загранпаспорт растянулись чуть ли не два года. Правительство также жестко контролировало внутреннюю миграцию.

В сентябре чтобы предотвратить выезд за границу работников государственного сектора, власти в устном порядке потребовали от них сдать паспорта. В августе в двух университетах руководство также потребовало от вновь принятых студентов сдать паспорта, с целью не допустить их поездки за границу. Помимо прочего, студенты одного из университетов должны были написать расписку о том, что они не будут выезжать за пределы Туркменистана до окончания учебы, в противном случае они будут отчислены.

В августе власти произвольно и без объяснения каких-либо причин не позволили некоторым гражданам Туркменистана выезд в Узбекистан.

20 ноября власти принудительно госпитализировали независимую журналистку Солтан Ачилову, чтобы не допустить ее поездки в Женеву для участия в мероприятиях, посвященных правам человека, ложно утверждая, что у нее инфекционное заболевание.

Туркменистан продолжил практику отказов выдачи паспортов через консульские учреждения за рубежом, утверждая, что новые паспорта могут быть выданы только в Туркменистане, тем самым вынуждая туркменистанских граждан, проживающих за границей, возвращаться в страну. Такое требование является произвольным, нарушает право на свободу передвижения и влечет за собой риск запрета на дальнейшие поездки за границу. Для активистов, находящихся за рубежом, поездка в Туркменистан за новым паспортом, представляет собой риск быть подвергнутыми преследованиям.

Отношение к критикам правительства

Туркменистанские власти не терпят никакого проявления инакомыслия или критики в свой адрес. Гражданские активисты и те, кто открыто критикуют правительство, включая в изгнании, а также их семьи, сталкиваются с постоянной угрозой репрессий со стороны властей.

В июне сотрудники нацбезопасности и правоохранительных органов, без предупреждения произвели обыски в домах вернувшихся из-за границы трудовых мигрантов, изъяв у них электронные устройства, предположительно с целью выявления «неблагонадежных» граждан, которые могли работать с независимыми изданиями или диссидентами в изгнании. Мигрантов же представители властей забирали в отделения полициии, держали их под стражей без воды и еды в течение нескольких дней.

Ровшен Клычев, открыто критиковавший правительство в социальных сетях и депортированный из Турции в Туркменистан в июле 2023 года, по сообщениям, был приговорен к 17 годам лишения свободы по неизвестным уголовным обвинениям.

В августе на закрытом судебном процессе суд признал депортированного из Турции в июне Мердана Мухамедова, активиста политической оппозиционной группы в изгнании, виновным по нескольким уголовным обвинениям, включая заговор с целью свержения правительства. Его приговор не был обнародован.

По всей видимости, Туркменистан обратился к турецким властям с просьбой запретить въезд в Турцию по меньшей мере двум туркменистанским активистам, находящимся в изгнании. 25 июля турецкие власти депортировали Руслана Мятиева, редактора новостного издания Turkmen.news, под предлогом того, что он представляет угрозу «национальной безопасности»; а в ноябре 2023 года главу Туркменского Хельсинкского фонда по правам человека Таджигуль Бегмедову Турция также депортировала по аналогичным основаниям.

8 июня внештатный корреспондент Turkmen.news Нургельды Халыков был освобожден после четырех лет тюремного заключения по сфабрикованным обвинениям в мошенничестве. Но многие другие, осужденные по необоснованным, политически мотивированным обвинениям, остаются за решеткой. Среди них Мансур Менгелов, Мурад Душемов, Мурат Овезов и МяликбердыАлламурадов.

В октябре Дауд Кяризов медиа-редактор туркменистанской группы активистов в изгнании был избит в Бостоне. Нападение произошло через неделю после того, как его семья опубликовала выводы Комитета ООН по правам человека о том, что правительство Туркменистана нарушило права отца Кяризова, Гельды, находящегося в настоящее время за рубежом, в период его пребывания в тюремном заключении в 2000-х годах, и должно выплатить ему компенсацию.

Политзаключенные, насильственные исчезновения

Десятки людей-жертв насильственных исчезновений, арестованных в конце 1990-х и начале 2000-х годов, остаются в туркменских тюрьмах. По оценкам, 96 человек до сих пор числятся насильственно пропавшими, включая по меньшей мере 33 человека, чьи сроки тюремного заключения истекли в период с 2017 по 2024 год, но чья судьба и местонахождение остаются неизвестными. В июне в ходе ежегодного диалога по правам человека с Туркменистаном Европейский Союз выразил продолжающуюся обеспокоенность по поводу насильственных исчезновений и «ряда индивидуальных случаев нарушения прав человека», и подчеркнул необходимость предоставления Международному комитету Красного Креста доступа в места заключения и специальным процедурам ООН – в страну.

Остаются в заключении двадцать шесть человек, осужденных по различным обвинениям на закрытых судебных процессах и приговоренных в 2017 году к срокам до 25 лет за связи с движением, ранее возглавляемым ныне покойнымтурецким суннитскимпроповедникомФетхуллахом Гюленом, проживавшим в США, которого Турция обвиняет в организации попытки военного переворота в Турции в 2016 году.

Экономические, социальные и культурные права

Правительство Туркменистана не смогло обеспечить достойный уровень жизни и право на достаточное питание для экономически уязвимых категорий граждан. Власти штрафуют и подвергают людей допросам в отместку на их жалобы на нехватку продовольствия и рост цен.

Независимые СМИ сообщали, что доступность базовых наборов субсидируемых продуктов питания продолжала сокращаться, в то время как цены, в том числе на субсидированные продукты, демонстрировали устойчивую тенденцию к существенному росту.

Сообщалось, что в феврале сотрудники служб нацбезопасности подвергли допросам жителей Марыйского велаята после их попытки встретиться с хякимом, чтобы выразить недовольство ростом цен на муку и хлеб в государственных магазинах.

В отдельных случаях ситуация с дефицитом хлеба в государственных магазинах по субсидированным ценам продолжилась. Власти жестко контролируют продажу хлеба и очереди в государственных продовольственных магазинах, чтобы создать видимость «дешевого, доступного хлеба».

Свобода СМИ и информации

В Туркменистане отсутствует свобода СМИ. Доступ к интернету остается серьезно ограниченным, по стране заблокировано более 122 000 интернет-доменов .

Туркменистанские власти продолжают преследовать пользователей и провайдеров VPN-сервисов. В феврале власти Балканского велаята отключили интернет в домах людей, которые часто пользовались VPN сервисами, и восстановили доступ к интернету только после того, как пользователи подписали обязательства впредь не использовать VPN. Одновременно с этим, для сотен жителей власти восстановили доступ к интернету только после того, как службы нацбезопасности проверили их телефоны на предмет подозрительного контента. В одной школе полиция проверяла телефоны учеников. Полицейские допрашивали родителей учеников, на телефонах которых были установлены VPN-сервисы, позволяющие просмотр неодобряемых государством социальных сетей. Такие семьи становились для властей «неблагонадежными».

Свобода вероисповедания

Власти Туркменистана жестко контролируют зарегистрированные религиозные объеднинения и запрещают незарегистрированные общины и группы. Лица, которые по мнению властей занимаются религиозной деятельностью вне одобренных государством конфессий, сурово наказываются и приговариваются к длительным срокам тюремного заключения.

В мае полиция и службы нацбезопасности в одном из регионов страны оказывали давление на этнических туркмен, татар, узбеков, таджиков и их семьи, с целью заставить их перестать посещать православные церкви и «вернуться» в ислам.

В июле семью пастора Рахымжана Боржакова посетили сотрудник служб нацбезопасности и представитель по делам религий в поисках информации о других его родственниках. Боржаков — глава незарегистрированной протестантской церкви.

В апреле службы нацбезопасности предупредили госслужащих, принявших участие в ежегодном мусульманском паломничестве в Мекку, не демонстрировать свою веру на работе, не отпускать бороду и не носить белые платки, принуждая тех, кто отказывался подписать «добровольное» заявления об увольнении

Права женщин и девочек

Аборты после пяти недель беременности законодательно остаются под запретом. В августе представители власти посетили медицинские учреждения ипредупредили врачей, что за проведение абортов они могут лишиться дипломов. Имели место многочисленные сообщения о серьезных ограничениях автономии женщин и девочек. В том числе произвольные требования предъявляемые им, такие как минимальный возраст в 35 лет для получения водительских прав или обязательные гинекологические осмотры для девочек средних школ для проверки их «нравственной чистоты» в Марыйском и Балканском велаятах. Так называемая «проверка девственности» является оскорбительной практикой, которая не только не имеет под собой научных обоснований, но и является формой насилия, которая может быть приравнена к пыткам.

В феврале в своем шестом периодическом докладе по Туркменистану Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) выразил обеспокоенность вышеописанными ограничениями и практиками. Комитет также отметил сообщения о давлении на женщин и девочек с целью поддержания общественных гендерных стереотипов, об отсутствии законодательства, криминализирующего домашнее насилие, об отсутствии у женщин и девочек доступа к адекватным услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья и о «принудительном тестировании на девственность молодых девушек в случаях изнасилования».

Последние новости

Генеральная прокуратура Узбекистана подтвердила смерть в заключении каракалпакского блогера.
Генеральная прокуратура Узбекистана подтвердила смерть в заключении каракалпакского блогера.
Хроника Туркменистана: В Турции задержан туркменский активист Байрам Аллалыев
Хроника Туркменистана: В Турции задержан туркменский активист Байрам Аллалыев
Каракалпакский блогер Мустафа Турсынбаев скончался в заключении в Узбекистане
Каракалпакский блогер Мустафа Турсынбаев скончался в заключении в Узбекистане
Via Serica: Политический заключенный Даулетмурад Тажимурадов подвергается жестокому обращению в тюрьме строгого режима в Узбекистане.
Via Serica: Политический заключенный Даулетмурад Тажимурадов подвергается жестокому обращению в...
Один каракалпакский активист освобожден, другой – брошен в карцер
Один каракалпакский активист освобожден, другой – брошен в карцер