По-прежнему остается неизвестной судьба арестованных в Туркмении граждан, обвиненных в шпионаже.
Напомню, что министерство безопасности республики обвинило Аннакурбана Аманклычева, Огулсапар Мурадову, Елену Овезову и Сапардурды Хаджиева в том, что они помогали западным журналистам получать сведения и видеоматериалы о жизни в Туркмении. Власти интерпретировали это как сбор клеветнической информации с целью посеять недовольство среди населения и свергнуть государственный строй. В защиту этих людей выступила международная правозащитная организация «Эмнести Интернэшнл». Ее представители отправили письмо на имя президента Туркмении Сапармурата Ниязова, в котором выразили озабоченность судьбой задержанных. В письме также выражается просьба способствовать их скорейшему освобождению. Мы обратились к эксперту «Международной амнистии» по Туркмении Анне Зундер-Плассманн с просьбой рассказать о том, что им известно о судьбе гражданских активистов:
- Аманклычев, Мурадова и Хаджиев уже больше месяца находятся в заключении в Ашхабаде. К ним пока не имеют доступа ни адвокаты, ни члены семей. Мы очень обеспокоены именно этим, потому что к нам поступали сведения о том, что их пытали и били. Были также сообщения о том, что двое из них насильно получали инъекции психотропных средств.
- Вы рассчитываете на какую-нибудь официальную реакцию на свое письмо Ниязову? Были ли раньше ответы на ваши письма?
- Я сама не помню, чтобы мы получали письменные ответы на наши запросы или обращения. Но это не значит, что не было никаких ответов. То есть, косвенные ответы, та или иная реакция, конечно, была. И мы очень надеемся, что нам удастся добиться того, чтобы их освободили. Они являются узниками совести, которых задержали только для того, чтобы наказать их за правозащитную деятельность.
- Если вспомнить похожие случаи, - оказывали ли ваши призывы и обращения других организаций влияние на туркменские власти?
- У нас есть положительный опыт, когда в результате давления, удавалось добиться освобождения людей. Помните, например, дело узника совести Гурбангурды Дурдыкулиева, которого посадили в психбольницу, он провел там два года. Тоже из-за того, что он выразил свое мнение и критиковал президента Ниязова. Его освободили после петиции конгрессменов США. И там была очень ясная связь между давлением и освобождением. Я думаю, что очень сложно что-либо предсказать в этом конкретном случае. Потому что многое зависит от того, как международное сообщество повлияет на Туркменистан. И причина, одна из причин нашего обращения – привлечь внимание международного сообщества к этим делам.
Михаил Бушуев.
«Немецкая волна»