Индульгенция по-туркменски. За пять лет в Туркменистане помиловали 20 тысяч заключенных.
Кира Крамер
Несколько раз в год президент Гурбангулы Бердымухамедов проводит акции помилования. Они всегда приурочены к определенным праздничным датам. Ежегодно тысячи людей выходят из мест заключения – такого нет больше ни в одной стране региона. Однако эксперты уверены, что освобождение людей без решения социальных проблем, подталкивающих к совершению преступлений, не имеет смысла и является лишь очередным поводом для коррупции. «Хроника Туркменистана» разбиралась, как проходят эти акции, а также подсчитала количество помилованных за пять лет.
Три-четыре раза в год президент Гурбангулы Бердымухамедов подписывает указы о помиловании заключенных. В 2021 году такие акции проводились три раза.
На заседании кабмина 10 декабря глава государства подписал Указ о помиловании 338 человек в честь Международного дня нейтралитета. В сентябре, по случаю 30-й годовщины независимости Туркменистана, президент помиловал 2058 туркменистанцев и 6 иностранных граждан.
7 мая, в канун священной ночи Gadyr gijesi (Гадыр гиджеси или Ночь всепрощения), были помилованы 982 граждан Туркменистана и 53 иностранца, в том числе 16 Свидетелей Иеговы, и три гражданина Ирана. Последние получили сроки за перевозку наркотиков. Что касается Свидетелей Иеговы, то они были осуждены в разное время. Это мужчины в возрасте от 18 до 27 лет – узники совести, которые отказались от военной службы на основании своих религиозных убеждений.
Таким образом, в прошлом году на свободу вышли 3437 человек.
В мае 2020 года в честь Gadyr gijesi президент помиловал 1192 гражданина Туркменистана и 210 иностранцев; в честь Дня независимости в сентябре – 815 заключенных (среди них трех иностранцев); 11 декабря – по случаю 25-летия постоянного нейтралитета страны – 2078 граждан Туркменистана и четверых иностранных граждан. Всего 4299 человек.
В 2019 году таким образом вышли на свободу 4188 человека. Тогда к помилованным в мае, сентябре и декабре добавились 2028 человек, помилованных на Навруз.
В 2018 году было проведено четыре акции помилования. В трех из них (в честь ночи Гадыр гиджеси, на День независимости и на День нейтралитета) было помиловано 3102 человека. Количество помилованных в честь праздника Новруз не называлось.
В 2017 году по случаю различных праздников президент помиловал 4.190 граждан Туркменистана и иностранцев. 9 декабря по случаю Международного дня нейтралитета – 697 граждан. 25 октября в честь Дня независимости – 1636 граждан Туркменистана и иностранцев. 16 июня в честь священной Gadyr gijesi – 1029 туркменистанцев, а также 828 человек в честь Дня государственного флага.
Итого за пять лет в Туркменистане были помилованы более 19.216 человек.
Руководитель Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин подчеркивает, что власти проводят акции помилования (когда освобождают персонально), а не амнистии (когда освобождают или смягчают наказания в зависимости от статьи в приговоре или исходя из принадлежности осужденных к какой-то категории граждан, например, ветеранов, многодетных матерей и т.п.).
Помилование – это однократный акт гуманизма к определенному лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжелое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определенный период времени.
Эксперт напоминает, что пенитенциарные учреждения страны, по данным независимых источников, переполнены.
«На преступления людей толкает высокий уровень безработицы и бедность. В первую очередь следовало бы решать эти социальные проблемы, побуждающие к совершению правонарушений», – добавляет Фарид Тухбатуллин.
Что у соседей
Меньше всего таких акций проводится в Кыргызстане. Согласно Указу президента Садыра Жапарова, в 2020 году получили помилование 230 осужденных , в 2019 были освобождены пять человек, 2018 – семь и в 2017 – пять человек.
До того, как стать президентом, Садыр Жапаров провел в заключении более 3 лет по обвинению в захвате заложника, угрозе убийством, хулиганстве и насилии. Он вышел на свободу в 2020 году после митинга недовольных итогами выборов в парламент, который перерос в захват Белого дома.
После освобождения Жапаров заявлял, что рассматривает вопрос о помиловании 2 тысяч осужденных. «В тюрьмах Кыргызстана в основном бедные и простые люди. Там не сидят дети ни одного чиновника. Есть много тех, кто осужден несправедливо. Они – жертвы нашей коррумпированной системы правоохранительных органов. Как известно, сотрудники милиции ради статистики шьют уголовные дела, невиновным лицам подсовывают анашу, оружие», — сказал политик, отметив, что в первую очередь «помилование получат женщины с маленькими детьми».
В Узбекистане в прошлом году президент Шавкат Мирзиеев провел две акции помилования. 12 мая он подписал Указ о помиловании 100 человек в связи с одним из главных мусульманских праздников – Ураза-байрамом. В августе 2021 года в преддверии празднования 30-летия независимости Узбекистана были помилованы 215 граждан. В 2020 году в преддверии 29-летия независимости страны президент помиловал 113 осужденных.
В 2017 году каждый заключенный в Таджикистане получил возможность просить президента о помиловании один раз в год. Тогда президент Эмомали Рахмон подписал Указ о создании специальной комиссии по вопросам помилования при президенте.
В октябре 2020 года Рахмон по случаю переизбрания на новый срок подписал указ о помиловании 378 осужденных к лишению свободы. Годом ранее он принял закон «Об амнистии», в рамках которого планировали освободить от уголовной ответственности 11.200 человек. Из них к 4500 осужденным были применены не связанные с лишением свободы виды наказания.
В декабре 2021 года Сенат (верхняя палата) парламента Казахстана одобрил законопроект об амнистии в связи с 30-летием независимости республики, который предполагает, в частности, освобождение ряда осужденных от отбывания наказания за преступления небольшой и средней тяжести. По предварительным расчетам, под действие амнистии подпадали 2 236 осужденных и 11 310 лиц, состоящих на учете в службе пробации.
Помилование за взятку
В отличие от амнистии, под которую попадают все осужденные отвечающие определенным критериям, помилование применяется к осужденным индивидуально и является более коррупционноемкой акцией. Как стало известно «Хронике Туркменистана», в сентябре 2020 года попасть в списки помилованных можно было дав взятку в размере $700.
«Можно освободиться, заплатив определенную сумму, независимо от приговора. Разумеется, есть категории, не подпадающие под помилование – убийцы, бывшие высокопоставленные чиновники, осужденные по политическим мотивам», – подтверждает Фарид Тухбатуллин.
Представитель Туркменского Хельсинкского Фонда (ТХФ) по правам человека Аннадурды Хаджиев отмечает, что и первый, и второй президенты Туркменистана нивелировали понятие «помилование», которое используют не в воспитательных целях, а в самопиаре.
«Власти докатились до того, что околопенитенциарные чиновники используют данную акцию для самообогащения, получая взятки от тех, кого включают в список помилованных. В результате освобождают в основном тех, кто попался за мелкие и средние правонарушения (наркотрафик, воровство). Но проблема в том, что эти люди часто возвращаются к криминальной деятельности, зная, что можно опять откупиться. А те, кто пострадал от непрозрачного правосудия, инакомыслящие имеют мало шансов выйти по помилованию», – отмечает правозащитник.
Освобождение за взятку происходит следующим образом. За месяц до акции в пенитенциарные учреждения поступает письмо с указанием статей Уголовного кодекса, по которым можно помиловать осужденных, если они искренне раскаиваются в совершенном преступлении и за время отбывания наказания не совершили нарушений.
Администрация учреждения выбирает таких людей и через командиров отрядов (из числа заключенных) интересуется, готовы ли они дать взятку. Затем командиры отрядов представляют в администрацию списки согласных. Этим людям разрешают отправить сообщение или позвонить родным, чтобы те оплатили необходимую сумму. После оплаты человек включается в список, который и идет на подпись президенту.
«Массовые помилования – это возможность нелегального заработка для силовиков, хотя преподносятся эти акции, как гуманность властей», – подчеркивает руководитель ТИПЧ.
Невозможное трудоустройство
Во время каждой акции президент дает распоряжение хякимам этрапов и городов трудоустроить вышедших из мест заключения. Решение этого вопроса всегда вызывают сложности у местных администраций.
Осенью прошлого года, после акции помилования в честь 30-летия независимости Туркменистана, власти Лебапского велаята смогли «трудоустроить» лишь жителей сельскохозяйственных объединений, чьи семьи арендуют земли. Помилованных просто включили в число арендаторов. Этим семьям не были выделены дополнительные площади, но фактически люди уже не считаются безработными.
Имеющие специальность и опыт работы автомеханики, кузовщики и слесари, устраиваются в автомастерские или мастерские по ремонту сельхозтехники. До локдауна помилованные могли арендовать тачку у администрации рынка за 85 манатов в сутки и доставлять товар покупателям и продавцам. Однако сейчас нет даже такой работы.
В Управлении труда и занятости населения Лебапского велаята помилованным также говорят, что вакансий нет. При этом для отчета перед вышестоящим руководством чиновники и полицейские постоянно требуют от них искать работу и приносить подтверждающую справку.
«Туркменское помилование потеряло свою превентивную и воспитательную функцию. Власти должны работать над профилактикой преступлений, необходимо изучать статистику, причины, виды преступлений, а также выяснять, что толкает людей на их совершение. На мой взгляд, в сегодняшнем Туркменистане в большинстве случаях за преступлениями стоит социальная составляющая. Государство должно работать над повышением благосостояния своих граждан, а также декриминализацией законов. Без этого польза от этих помилований минимальная», – заключает Аннадурды Хаджиев.