Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

2004 - Международная Амнистия.

«Международной Амнистии» 2004

Ежегодный доклад «Международной Амнистии» 2004 Выдержка о Туркменистане

В 2003 году международное правозащитное движение столкнулось с огромными трудностями. Война в Ираке под предводительством США вызвала кризис легитимности ООН и доверия к этой структуре из-за неспособности призвать государства к ответу за грубые нарушения прав человека. Международные стандарты в области прав человека повсеместно попирались под предлогом «борьбы с терроризмом», в результате чего тысячи человек были незаконно задержаны, преданы несправедливому суду и подвергнуты пыткам – зачастую исключительно по причине своей этнической или религиозной принадлежности. По всему миру, свыше миллиарда человек влачат нищее существование и страдают от социальной несправедливости, в то время как правительства тратят огромные средства на закупку вооружений.

В настоящем Докладе «Международной Амнистии» отражены все эти проблемы. В докладе описано положение с правами человека в 155 странах и территориальных образованьях, проанализированы региональные тенденции. Материалы доклада посвящены приоритетным для «Международной Амнистии» направлениям деятельности – таким как насилие в отношении женщин; экономические, социальные и культурные права; справедливость; а также защита беженцев и мигрантов. С особым удовлетворением мы рассказываем о достижениях активистов-правозащитников в этих и других областях.

В полном опасностей, раздираемым противоречиями мире, как никогда ранее важно, чтобы правозащитное движение оставалось сильным, дееспособным и живым. «Международная Амнистия» – в лице своих членов и союзников – остаётся преданной идее воскресить представления о правах человека как о мощном инструменте для достижения всеобщей справедливости.

Туркменистан

В докладе рассматривается период с января по декабрь 2003 года.

Правительство не выполнило рекомендаций по улучшению положения в области прав человека, которые были сделаны межгосударственными органами, в том числе Комиссией ООН по правам человека и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В декабрьской резолюции Генеральной Ассамблеи ООН была выражена «глубокая озабоченность» положением в области прав человека в стране. По крайней мере 55 человек были осуждены в ходе судебных разбирательств, связанных с попыткой покушения на Президента Ниязова в ноябре 2002 года. Все эти суды были несправедливыми. В ходе суда не были исследованы заявления о пытках. Как сообщалось, несколько арестованных умерли при невыясненных обстоятельствах после суда. Религиозные меньшинства, активисты создания гражданского общества и другие люди, пользующиеся правом на свободу выражения, по-прежнему подвергаются гонениям. Призывники, отказывающиеся от военной службы по убеждениям, по-прежнему остаются в тюрьмах.

Краткая справка

Положение в области прав человека в Туркмении остается ужасающим. Причиной нежелания бороться с безнаказанностью или противостоять широко распространенным нарушениям прав человека является доминирование Президента Ниязова во всех аспектах жизни страны и созданный им культ личности.

В августе Хальк Маслахати (Народный совет), в который входят представители законодательной, исполнительной и судебной власти государства, уполномочил себя внести поправки в Конституцию и квалифицировать определенные незаконные действия как измену родине, а также называть соответствующих осужденных к пожизненному заключению «изменниками». Совет назначил на эту специально созданную должность председателя Президента Ниязова.

В продолжение откровенной кампании по борьбе с оппозиционерами правительства и предполагаемыми оппозиционерами ряд высокопоставленных чиновников были понижены в должности, уволены и посажены в тюрьму. В сентябре четыре находящиеся в изгнании основные оппозиционные группировки, чья деятельность в стране запрещена, образовали Союз демократических сил Туркмении.

Свобода передвижения по территории Таджикистана была значительно ограничена. В апреле Президент Ниязов наложил запрет на двойное гражданство и потребовал, чтобы такие лица при необходимости выехать получали выездные визы, ограничив тем самым гражданские и политические права человека.

Международная реакция на нарушения прав человека

В январе решением 10 стран–членов ОБСЕ французскому профессору в области международного права Эммануэлю Деко было поручено изучить, как туркменскими властями ведется расследование по факту нападения на Президента в ноябре 2002 года. Профессору было отказано во въезде в Туркмению с целью сбора материалов. В марте Эмманюэль Деко опубликовал доклад, в котором осудил политику Туркмении в области прав человека и призвал международное сообщество к безотлагательным действиям. В апреле в своей первой резолюции по Туркмении Комиссия ООН по правам человека выразила «огромную озабоченность» положением в области прав человека в этой стране. Европейский парламент в своей октябрьской резолюции назвал Туркмению страной, в которой «сложилась одна из худших тоталитарных систем в мире». В декабре Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию о положении в области прав человека в стране.

Рекомендации этих органов, ни одну из которых туркменские власти не выполнили, включали: безоговорочное освобождение узников совести и пересмотр судебных дел несправедливо осужденных в связи с ноябрьским покушением 2002 года, расследование подозрительных случаев смерти в тюрьмах и заявлений о пытках и жестоком обращении, обеспечение доступа к заключенным для представителей международных органов, в том числе для членов Международного комитета Красного Креста, восстановление гражданских и политических свобод активистов гражданского общества, оппозиционных партий, религиозных сообществ и других граждан Туркмении.

Разбирательство по делу о подготовке переворота проходило с нарушением норм

В январе 55 мужчин и женщин были признаны виновными и осуждены к разным срокам лишения свободы, от 5 лет до пожизненного заключения, за причастность к нападению на кортеж Президента Ниязова в столице Ашхабад в ноябре 2002 года. Приговоры были вынесены в ходе ряда закрытых судебных заседаний Ашхабадского городского суда и Верховного суда.

Власти отказались опубликовать полную информацию об обвиняемых, в том числе и об их местонахождении. Лишь 31 января в газете «Адалат» («Правосудие») был опубликован официальный список обвиняемых, перечень предъявленных обвинений и вынесенных приговоров. Большая часть из них были осуждены по обвинению в «тайном сговоре с целью насильственного свержения правительства и/или изменения конституционного строя» и в «покушении на убийство Президента».

Обвиняемым не было дано право самим выбрать себе защитника, а некоторые из адвокатов по назначению, по имеющимся сообщениям, начали свою речь в суде словами: «Мне стыдно защищать такого человека, как Вы». По утверждению обвиняемых, их заставили подписать заявление о том, что они ознакомлены с обвинительными актами и другими документами по их делу, хотя им даже не дали возможности ознакомиться с материалами дел. Представители общественности, а также и дипломатические представители не были допущены на судебные заседания. Суд проигнорировал заявления о том, что многие обвиняемые были подвергнуты пыткам и жестокому обращению в период их предварительного заключения.

Родственники осужденных подвергались запугиванию и жестокому обращению, вплоть до выселения из домов и жесткого ограничения свободы передвижения.

· В августе было невозможно проверить сообщение о смерти в тюрьме в марте Аманмухаммета Иклымова. В январе он был осужден к 20 годам лишения свободы, и в ходе судебного разбирательства, как сообщалось, суд проигнорировал заявления о том, что он был подвергнут пыткам во время предварительного заключения в Главном управлении полиции в Ашхабаде. По его утверждению, ему на голову надевали пластиковый пакет или противогаз и не давали дышать. Его подвешивали за руки, одна из которых была сломана, он ослеп на один глаз и оглох на одно ухо. Он был нездоров уже во время задержания, и ему было отказано в медицинской помощи во время пребывания в тюрьме.

В марте и апреле 7 человек, арестованных в связи с покушением в ноябре 2002 года, были переданы властям стран, гражданами которых они являются: один человек – США и шесть человек – Турции. Последние были привлечены к ответственности по обвинению в попытке покушения на жизнь президента Туркмении.

Ограничение свободы слова

Родственники высланных из страны диссидентов стали объектом преследования с целью заставить находящихся в изгнании родственников перестать критиковать политику государства и говорить о нарушениях прав человека в Туркмении.

Активисты гражданского общества проводили свои акции под строгим контролем. Их регулярно вызывали в службу безопасности. Многих службы безопасности пугали «серьезными последствиями» в том случае, если они будут встречаться с представителями ООН и ОБСЕ во время их визитов в Туркмению.

После вступления в ноябре в силу нового закона, значительно урезающего права организаций гражданского общества, на эти организации усилилось давление, и решением суда регистрации был лишен «Дашогуз» («Экологический клуб»).

· Сопредседатель «Экологического клуба» Фарид Тухбатуллин был приговорен к 3 годам лишения свободы и стал узником совести в результате несправедливого мартовского суда в Ашхабаде. Он был арестован в декабре 2002 года и осужден по сфальсифицированным обвинениям в укрывательстве приготовления к тяжкому преступлению, так как не сообщил о готовящемся оппозиционными группами заговоре после участия в международной конференции по правам человека. Его также обвинили в незаконном переходе туркмено-узбекской границы, так как пограничники не поставили штемпель в его паспорте. До суда адвокату Тухбатуллина было несколько раз отказано во встрече с подзащитным, один раз под предлогом ремонтных работ в здании тюрьмы. Фарид Тухбатуллин был освобожден в апреле благодаря мощному международному давлению, однако лишь после того, как он подписал «признание» и клятвенно пообещал не заниматься в будущем «противозаконной деятельностью».

· Сапармурат Овезбердиев, 63-летний корреспондент американского радио «Свобода», расположенного в Ашхабаде, по сообщениям, был похищен сотрудниками секретной службы и содержался в полной изоляции от внешнего мира в течение двух дней в сентябре. Он рассказал, что его запугивали длительным лишением свободы, пока он не оставил свою работу. В ноябре он, по сообщениям, был похищен двумя неизвестными, избит и брошен на кладбище в Ашхабаде.

· В августе Сазак Бегмедов, 77-летний бывший прокурор, был похищен четырьмя сотрудниками полиции в Ашхабаде и насильно переселен в город Дасхогуз на севере Туркмении. Незадолго до похищения его дочь Таджигул Бегмедова сообщила о создании правозащитной группы в изгнании в Болгарии, которая затем заявила о смерти двух политических заключенных в тюрьме от пыток.

Преследования религиозных групп

Вступивший в силу в ноябре новый закон о религии квалифицирует деятельность незарегистрированных религиозных групп как преступную. Члены незарегистрированных религиозных групп продолжают сталкиваться с преследованием и запугиванием со стороны властей. Деятельность двух зарегистрированных религиозных сообществ, Русской Православной Церкви и мусульман-суннитов, по-прежнему находится под строгим контролем государства.

· По крайней мере пять представителей секты «Свидетели Иеговы» были приговорены к лишению свободы сроком до двух лет за отказ от воинской службы по религиозным убеждениям. Они содержались в колонии Сейди на востоке Туркмении.

Международная Амнистия 26 мая 2004 г.

Последние новости

Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции (видео)
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции...
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ КАРАКАЛПАКСТАНА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ КАРАКАЛПАКСТАНА
Срочно! Задержание группы Пивоварова вероятно связано с его контактами с родственниками Даулетмурата Тажимуратова
Срочно! Задержание группы Пивоварова вероятно связано с его контактами с родственниками Даулетмурата...
Инцидент с группой Пивоварова на фоне напряженной ситуации в Каракалпакстане
Инцидент с группой Пивоварова на фоне напряженной ситуации в Каракалпакстане
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова и ее дочь с мужем были отпущены из больницы домой