Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Европарламент на распутье.

Европарламент на распутье.

К вопросу о ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Туркменистаном

Учитывая стратегический интерес Туркменистана к развитию отношений с европейскими странами через заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Евросоюз имеет реальные рычаги влияния на туркменское правительство для решения проблем в области прав человека.

26 апреля в МИД Туркменистана состоялась встреча с делегацией Европейского союза (ЕС) во главе с заместителем руководителя Директората по энергетике Европейской комиссии Кристофером Джонсом. Как сообщали СМИ Туркменистана, в ходе переговоров состоялся обмен мнениями о состоянии и перспективах отношений между Туркменистаном и ЕС, в частности, обсуждение вопросов двустороннего сотрудничества в сфере энергетики и культурно-гуманитарной области. Было отмечено, что стороны выразили стремление к развитию взаимовыгодных отношений.

Заинтересованность европейских стран в сотрудничестве с центральноазаитскими государствами вполне объясняется наличием у последних значительных запасов сырья и энергоресурсов и получением возможности участвовать в их освоении вплоть до завоевания лидирующих позиций в экономическом пространстве региона, а также в развитии транспортной инфраструктуры, обспечивающей транзит грузов.

Отдельной сферой сотрудничества является осуществление совместных программ по защите окружающей среды. При этом ЕС строго придерживается курса на развитие именно двусторонних отношений, заключая с каждой страной в отдельности Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а в качестве приоритета выдвигает идею о том, что техническая и фининсовая помощь со стороны Евросоюза поможет экономической стабилизации этих стран и укреплению в них демократии.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Туркменистаном и Евросоюзом было подписано в Брюсселе в 1998 году. В июне 2000 года Меджлис (парламент) Туркменистана ратифицировал этот документ, в то время как Европейский парламент (ЕП) отложил ратификацию под предлогом того, что в Туркменистане были отмечены многочисленные нарушения принципов демократии и прав человека.

Тогда ЕС попросил одобрить хотя бы Временное торговое соглашение с Туркменистаном, но Европарламент вновь занял принципиальную позицию и потребовал, чтобы Ашхабад кардинально исправил ситуацию с правами человека. В дальнейшем вследствие неоднократно возникавших в Европе в начале 2000-х годов проблем, вызванных нехваткой газа, требования, предъявляемые богатому углеводородами Туркменистану, заменило мнение о том, что если Соглашение будет заключено, это позволит Ашхабаду быстрее пойти по пути демократических реформ.

В апреле 2009 года Европарламент после длительного (около 11 лет!) размышления счел возможным заключение с Туркменистаном Временного торгового соглашения, которое можно было расценить как аванс на будущее. И хотя в резолюции ЕП от 22 апреля 2009 года отмечалось улучшение ситуации в стране после смерти Сапармурада Ниязова, вступления на пост президента Курбанкули Бердымухаммедова и его заявления о готовности к осуществлению реформ, настоятельно рекомендовалось продолжать добиваться прогресса в ряде ключевых областй: верховенстве закона, нормах демократии, правах и свободах личности — как условия для продолжения сотрудничества.

Особо подчеркивалась необходимость создания предпосылок для открытых и демократических выборов; обеспечения свободы вероисповедания; развития подлинного гражданского общества; освобождения всех политических заключенных и узников совести; снятия ограничений на поездки; а также доступа в страну независимых наблюдателей, в том числе, сотрудников Международного комитета Красного Креста. При этом деятельность правительства в ходе реализации данных рекомендаций, говорилось в Резолюции, должна быть прозрачной и постоянно и тщательно анализироваться. Также подчеркивалась необходимость постоянного строгого мониторинга ситуации и, в случае необходимости, принятия мер вплоть до приостановления действия Соглашения, «если будут иметься доказательства невыполнения его условий».

В августе того же года в рабочем докладе Информационного центра по европейско-центральноазиатским отношениям EUCAM «ЕС и Центральная Азия: Выгодное энергетическое сотрудничество» были сделаны оптимистические прогнозы относительно Туркменистана, который рассматривался как «стратегический приоритет ЕС в энергетической сфере», в котором для ЕС имелась «определенная ниша». При этом были также сформулированы способы, с помощью которых энергетические компании Европы могли бы укрепить свои позиции: активное участие в разрешении давно возникшей проблемы морской границы между Туркменистаном и Азербайджаном; стремление обеспечить обязательства по поставкам газа из Туркменистана через трубопровод Восток-Запад; а также пропаганда компаний Евросоюза как самых надежных технических партнеров, внимательно подходящих к вопросу охраны окружающей среды при разработке новых месторождений.

В мае 2011 года в Комитете по международным делам Европарламента состоялись дебаты, в ходе которых было решено, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Туркменистаном в ближайшее время ратифицировано не будет. Такое решение было принято Европарламентом после того, как группа депутатов во главе с председателем подкомитета ЕП по правам человека Хайди Хаутала (Финляндия) побывала в Туркменистане с целью изучения ситуации с правами человека. Увиденное вызвало тревогу. «Депутатам даже не позволили встретиться с представителями гражданского общества», — заявила Х. Хаутала, а депутат от Португалии Ана Гомеш, в свою очередь, подчеркнула, что вернуться к вопросу о подписании полноценного СПС можно будет только после того, как власти Туркменистана выполнят основные требования, необходимые для развития политического и экономического диалога с Европой. В немалой степени данное решение было принято депутатами также и вследствие общения с представителями правозащитных организаций, действующих за пределами Туркменистана.

Иное мнение было высказано Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, заявившей, что вступление в силу СПС с Туркменистаном «предоставит рычаги для давления на Ашхабад по вопросу прав человека».

Из-за нежелания Ашхабада обеспечить реальный прогресс в вопросе соблюдения демократических норм и прав человека Европарламент неоднократно откладывал рассмотрение вопроса о ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном, несмотря на явную заинтересованность Евросоюза в получения доступа к его обширным энергетическим ресурсам, о чем свидетельствуют частые визиты европейских чиновников, регулярное внесение вопроса о возможности заключения СПС в повестку дня заседаний Европарламента, а также учреждение такой формы общения, как Диалог «Туркменистана и ЕС» в области прав человека.

Несмотря на упорное стремление туркменских властей выдать желаемый прогресс в данной сфере за реальное положение вещей, а также желание европейских коллег оказать помощь в демократизации туркменских государственных институтов и развитии гражданского общества, даже невооруженным глазом виден разительный диссонанс между юридически зафиксированными нормами и туркменской правоприменительной практикой. Неудивительно поэтому, что по сложившейся традиции на все замечания относительно тех или иных нарушений туркменские чиновники с гордостью предъявляют усовершенствованные «в соответствии с международными нормами» законы и акты, имеющие ценность лишь как образцы законотворчества, абсолютно бесполезные в деле защиты прав граждан.

В 2015 году Комитет по международным делам вновь отложил ратификацию СПС и в очередной раз предложил создать механизм мониторинга ситуации с правами человека в Туркменистане. Однако, к большому сожалению, до осуществления этого плана дело так и не дошло. В этой связи, несомненно, повысилась роль правозащитных организаций и других НПО, которая так важна для формирования у европейских чиновников представления о реальном положении дел с правами человека в Туркменистане, коль скоро этот вопрос то и дело возникает в повестке дня заседаний Европарламента. Поэтому упустить возможность показать депутатам стран Евросоюза, насколько удручающая картина предстает, если, отстранившись от экономических интересов, вникнуть в проблемы реальных людей, было бы непростительной близорукостью и беспечностью.

Не будет преувеличением сказать, что практически все имевшие место в последние годы заседания Европарламента по вопросу о ратификации СПС с Туркменистаном не обходились без непосредственного общения депутатов с представителями НПО, либо без ознакомления с письменными обращениями правозащитников. В частности, в начале апреля нынешнего года, накануне очередного раунда обсуждения Соглашения 29 международных правозащитных организаций, в том числе Международное партнерство по правам человека (IPHR), Human Rights Watch (HRW), Международная федерация по правам человека (FIDH), Центр развития демократии и прав человека (Россия), Freedom Files (Россия), Российский центр «Мемориал», Норвежский Хельсинский комитет, Crude Accountability, Кампания «Покажите их живыми!», Московская Хельсинкская группа, Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) и др. — выступили с Обращением к депутатам Европарламента, в котором была выражена просьба «отложить ратификацию данного Соглашения до тех пор, пока правительство Туркменистана не начнет соблюдать контрольные показатели в области прав человек, установленные Европейским парламентом».

«В течение почти 15 лет подписание Соглашения Евросоюза о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном, одним из самых закрытых и репрессированных государств в мире, откладывалось из-за серьезных нарушений в области прав человека. Европейский парламент выдвинул конкретные требования в области прав человека, которые туркменские власти должны выполнить до ратификации Соглашения. Дальнейшие действия по ратификации Соглашения в сложившихся условиях могут быть истолкованы как капитуляция перед правительством, злоупотребляющим своими полномочиями, и может поставить под сомнение авторитет Парламента и эффективность его работы как позитивной силы в области поощрения и защиты прав человека», говорилось в Обращении.

Очередные слушания по вопросу о заключении Соглашения состоялись в Комитете Европейского парламента по иностранным делам 11 апреля. С докладом перед членами комитета выступила Рамона Николь Манеску (Румыния). Также в обсуждении принял участие специальный представитель ЕС по Центральной Азии Питер Буриан. В итоге решение вопроса о ратификации Соглашения было вновь отложено.

Постоянное напоминание правозащитников о продолжающихся преследованиях инакомыслящих, ограничении свободы СМИ, нарушениях прав национальных меньшинств, применении пыток в местах лишения свободы и практики насильственных исчезновений, принудительных выселений и сноса жилья, ограничения права на свободное передвижение граждан внутри страны и за ее пределы и других нарушениях, имеющих место в Туркменистане, преследует те же цели, что и предъявление Евросоюзом контрольных показателей, которые выдвигаются в качестве условия для вступления в силу СПС.

3 мая в Брюсселе состоялась встреча в формате «круглого стола», участниками которой, наряду с депутатами Европейского парламента, стали российские правозащитники из Международной кампании «Покажите их живыми!» Юрий Джибладзе и Ольга Захарова, а также представители организации Human Rights Watсh и Международного партнерства по правам человека (IPHR).

Выступая перед европейскими депутатами, правозащитники напомнили, что ни одна из рекомендаций, данных Туркменистану ранее, не была выполнена полностью, а надежды на то, что заключение Временного торгового соглашения будет способствовать улучшению ситуации с правами человека, не оправдались. Несомненно, что Туркменистан, имея стратегический интерес к развитию отношений с ЕС, рассчитывает получить наконец-то возможность использовать Соглашение для осуществления своих грандиозных планов: диверсификации газовых маршрутов, привлечению иностранных инвестиций, развитию транспортных потоков — которые не могут состояться без участия европейских кампаний и поддержки европейских политиков. Учитывая этот интерес, Евросоюз имеет реальные рычаги влияния на туркменское правительство для решения проблем в области прав человека.

Нургозель Байрамова

http://www.gundogar.org/?02340516880000000000000011000000

Последние новости

Параллельная конференция гражданского общества ОБСЕ 2023 г. в Северной Македонии, г. Скопье
Параллельная конференция гражданского общества ОБСЕ 2023 г. в Северной Македонии, г. Скопье
Руководитель каракалпакского этнокультурного объединения Мангистауской области Ниетбай Уразбаев получил уведомление об аннулировании казахстанского гражданства.
Руководитель каракалпакского этнокультурного объединения Мангистауской области Ниетбай Уразбаев...
Заметки на полях ашхабадских публикаций о событиях, предшествующих попытке переворота 25 ноября 2002 года
Заметки на полях ашхабадских публикаций о событиях, предшествующих попытке переворота 25 ноября 2002...
Радио Азатлык    «Меня не заставят замолчать». Туркменистан снял с рейса в Европу независимую журналистку
Радио Азатлык «Меня не заставят замолчать». Туркменистан снял с рейса в Европу независимую...
Правозащитницу Таджигуль Бегмедову депортировали из Турции и запретили въезд на 5 лет
Хроника Туркменистана „Правозащитницу Таджигуль Бегмедову депортировали из Турции и запретили...