Ранее мы сообщали, что учитель химии Реимберды Курбанов, задержанный 8 августа в Туркменабаде за электронную переписку с активистами протестного движения за рубежом, был освобожден 25 августа после 15 суток административного ареста.
Курбанов Реимберды Мурадович, 11.01.1996 г.р., работал учителем в местной специализированной школе. Был задержан полицией днем 8 августа на работе. Сотрудники спецслужб изъяли компьютерную технику, телефон и носители электронной информации, на которых обнаружили материалы, связанные с протестным движением и социальными проблемами Туркменистана. Лица, проводившие обыск, отказались предъявить какие-либо документы и изъяли всю электронику без составления протокола.
За день до задержания Реимберды Курбанов сообщил, что опасается за свою безопасность из-за активного участия в чатах и переписке через ИМО.
На днях в интервью одному из Ютуб каналов Курбанов подтвердил сообщение и рассказал подробности: “8 августа 2020 года в школе ко мне подошли работник МНБ Мердан и двое неизвестных лиц и скрутив мне руки посадили в полицейскую машину. Я спросил: за что меня арестовали? Мердан ответил:“ Ты убил человека“. У меня изъяли телефон, где находилась вся моя переписка с зарубежными активистами протестного движения.
После этого начались мои адские дни. Дважды в день меня допрашивали, оскорбляли, подвергали жесткому психологическому давлению. Задавали вопросы: Кто вам платит из-за границы? Кто дал вам футболки с надписью «Стоп Диктатор» и футболки с зеленым флагом?...Меня обвиняли в том, что я активист, ваххабит, террорист, и что я разрушаю демократический строй Туркменистана… Поочередно ходили ко всем моим родственникам проверяли их телефоны, вызывали на допрос. Они угрожали, что если я не соглашусь работать на них, то моя жизнь и жизнь моих родных будет превращена в ад, а меня засадят на 25 лет. Я понял, что у меня нет другого выхода и сделал вид, что согласен работать на них“.
10 августа прошло закрытое заседание суда гор.Туркменабад, на нем присутствовали Р. Курбанов, работники МНБ Мекан и Мердан. Адвокат предоставлен не был. Согласно ст. 345 „Мелкое хулиганство“ Кодекса Туркменистана об административных правонарушениях Р. Курбанову назначили 15 суток административного ареста. Школьный учитель уверен, что согласие о сотрудничестве со спецслужбами помогло ему избежать более серьезного наказания.
Условия содержания в следственном изоляторе Курбанов описывает как ужасающие:“ Там очень тяжело, в помещении нет окон, нет постельного белья, туалет разрешен 3 раза в день, нет ни мыла, ни шампуня. В алюминиевых тарелках приносят безвкусную еду, просто в воде плавают какие то кусочки, ложек или других приборов нет“.
В это же время постоянным допросам и преследованиям были подвергнуты трое его учеников, один одноклассник и близкий друг Курбанова, которого также вынудили к сотрудничеству. „Когда меня закрыли на 15 суток, они звонили моим ученикам, друзьям и коллегам, забирали их на допросы, угрожали им и вели съемку, требуя сказать на камеру: „Мы не поддерживаем Реимберди“. На меня оказывали сильное психологическое давление, они говорили, что у них приказ сверху“.
По истечении 15 суток Реимберды освободили предварительно взяв расписку. Силовики присвоили ему кодовое имя „Химик“.
В рассказе Курбанова описывается практика подтасовки и фабрикации уголовных дел. После того как учитель дал согласие на сотрудничество „они сказали: дадим тебе лёгкий срок и ты попадёшь под амнистию. Затем спросили, есть ли у меня долг, мол тогда можем посадить тебя за мошенничество. Пытались найти повод, что якобы зарабатываю больше средней зарплаты. Затем нашли еще одну причину будто я заливаю порнографические видео на свой телефон и раздаю их несовершеннолетним детям…для этого они могут привести свидетелей, подкупив их за 1 бутылку кока-колы и 5 штук самсы, которые могут подтвердить, что я раздаю это видео“- рассказал Курбанов.
Р. Курбанова под конвоем отвели к сотруднику МНБ по имени Мырат, который вынудил учителя сознаться в том, что он в диссидентском чате критиковал президента. Затем другой сотрудник по имени Аман отвел его в свой кабинет и потребовал описать все, что происходило в чат переписках движения ДВТ. После этого взяли расписку, что на него якобы не оказывалось никакого физического или морального давления и предупредили об уголовной ответственности за нарушение общественного порядка в случае, если Курбанов вновь будет интересоваться протестным движением.
„Затем мне дали чистый лист бумаги и потребовали написать ходатайство в Министерство национальной безопасности Туркменистана принять меня в вольный отряд в МНБ, дали мне имя (кличку) Химик и заставили подписать документ. Они добавили меня в чат ДВТ и потребовали поделиться WPN с некоторыми активистами. Я знаю, что 4 человека пострадали от этого, но я не знаю их имен.
Потом я поступил в магистратуру Российского Университета дружбы народов на физико-математическое отделение. В конце декабря 2021 года я покинул Туркменистан“.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.