В ближайшие дни в Женеве Комиссия ООН по правам человека будет рассматривать «туркменский» вопрос». Ожидается принятие резолюции, призванной побудить руководство республики к выполнению международных обязательств по соблюдению прав человека. В то же время различные источники сообщают из самого Туркменистана, что Ашхабад по-своему реагирует на Сессию комиссии ООН. В интервью программе «Фокус» глава международной правозащитной организации Туркменский Хельсинский фонд (ТХФ), Таджигуль Бегмедова, говорит:
ТБ: Наш корреспондент в Туркменистане подтверждает информацию, что туркменским правоохранительным органам дано указание на время прохождения 60-й сессии комиссии ООН по правам человека усилить контроль за гражданами страны, особенно за теми кого власти считают потенциально нелояльными режиму. В более ужесточенной форме продолжаются обычные для туркменских властей противоправные действия: подслушивание и отключения телефонов родственников и знакомых лиц, проходивших по делу о покушении на С. Ниязова, запреты на свидание с осужденными, увольнения с работы инакомыслящих и их родственников и так далее.
По информации, полученной от источника в силовых структурах республики, в Дашогузской женской колонии появился закрытый барак, обнесенный в три ряда колючей проволокой. Обитателей этого барака выводят на короткую прогулку всего лишь один раз в неделю, причем руководство колонии всячески старается не показывать лиц осужденных. Предполагается, что этими заключенными могут быть женщины (родственники некоторых обвиненных по ноябрьским событиям), в отношении которых были применены репрессии, о чем из-за закрытости страны ранее не сообщалось, либо женщины, осужденные за сфабрикованные уголовные преступления, хотя в их основе лежит нелояльность к режиму.
Госпожа Бегмедова, есть ли у ТХФ информация, дающая представление о настроениях среди населения Туркменистана?
ТБ: Коррумпированность, вседозволенность и безнаказанность, опутавшие правоохранительную и судебную системы Туркменистана возмущают не только обыкновенных граждан, но и работников правоохранительных органов. Тот же источник поведал, что в последнее время работники полиции со стажем работы 15-20 лет сами увольняются из органов, т.к. не могут выдержать подобного режима и не согласны с несправедливостью в правоохранительной системе. Руководство МВД пытается насильно удержать их. Есть сведения, что некоторые увольняющиеся грозят вынести творящееся на суд общественности.
Работники полиции в приватной беседе возмущаются тем, что С.Ниязов избирательно применяет закон к нарушителям закона. Как пример приводится случай с племянником генерального прокурора К. Атаджановой. Комментарий одного из работников МВД:” После декабрьской информации о причастности некоторых родственников К.Атаджановой к наркоторговле и их задержании люди, разумеется, ждали реального рассмотрения дела и публичного разъяснения степени участия самой прокурорши в данном деле, однако до настоящего времени правительство хранит молчание. Теперь же удалось избежать наказания и ее племяннику, подозревавшемуся в этом деле: вначале власти без каких-либо разъяснений освободили его из-под стражи в Авадан-депе, а затем позволили ему безпрепятственно покинуть страну".
Немало людей возмущены дикими порядками, установленными в медицинской, образовательной и правоохранительной системах. Я зачитаю вам письмо из Ашхабада, которое мы получили буквально на днях. Вот что здесь пишется. «Чиновники на всех уровнях даже не хотят принимать письменные заявления и жалобы граждан. Если же после настойчивых требований заявителей у вас примут жалобу, то их, как правило, не рассматривают. Если же вы забросаете их своими жалобами, то чиновники ограничиваются формальной отпиской. В полной мере это относится и к кассационным инстанциям судов. У нас суды не избираются, а назначаются и увольняются президентом. Что тоже является одним из «поучительных признаков туркменской демократии».
В ТХФ поступил сигнал, который пока не удалось уточнить. Источник сообщает, что по негласному указанию руководства страны медицинским работникам «больных новорожденных детей нам не надо. Они создают проблемы для родителей, для государства, для здравоохранения. Эти проблемы для государства обходятся дорого».
Я думаю, в данном случае комментарии излишни.
В свою очередь, корреспондент «НВ» Ораз Сарыев выяснил, что руководство республики готовится удовлетворить настойчивые требования различных международных организаций, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, и пустить их в страну. Министерство национальной безопасности Туркменистана совместно с министерством по туризму уже разработало специальные маршруты, по которым будут возить международных наблюдателей. В эти маршруты входит посещение как исторических достопримечательностей, так и отдельных медицинских, культовых и пенитенциарных учреждений, где уже ведется соответствующая подготовка к демонстрации соблюдения там всех международных принципов по правам человека.
В то же время пять представителей религиозных меньшинств были на днях высажены из самолета, готовящегося к рейсу Ашхабад – Москва, несмотря на наличие всех необходимых выездных документов. Фамилии этих представителей религиозного объединения Свидетелей Иеговы находились в так называемом «черном списке» не выездных лиц. («НВ» и другие СМИ не раз сообщали о практике снятия правоохранительными органами Туркменистана пассажиров непосредственно перед рейсами в тех случаях, когда имена этих пассажиров оказывались внесенными в такие списки). Однако как сообщил нашему корреспонденту источник в администрации президента республики, на сей раз Сапармурат Ниязов, узнав о случившемся в ашхабадском аэропорту, подверг резкой критике руководство МВД и МНБ и заявил, что подобных «не выездных» лиц необходимо выявлять до того, как они попадают в аэропорт, ведя за ними наблюдение при покупке авиабилетов и до получения выездных виз в иностранных дипломатических представительствах. «А вы позорите Туркмению, устраиваете балаган в аэропорту», - сказал президент республики.
Далее, Ораз Сарыев сообщает, что 7 апреля в Ашхабаде состоялся суд, рассмотревший иск государства к Дуние Махтигагомбетовой, родственнице одного из осужденных по делу о покушении на С. Ниязова. Согласно документу, полученному «НВ», истец настаивает, что Дуния и трое ее детей должны освободить занимаемую ей жилплощадь в связи с тем, что не появляются там уже более шести месяцев.
Напомним, что о случае Д. Махтимогомбетовой уже рассказывала программа «Фокус» – речь шла о ее избиении сотрудниками милиции в ее собственной квартире 5 марта этого года. Тогда милиционеры добивались от хозяйки подписания бумаги с отказом от жилья.
Передача «НВ» не прошла даром, и на суд сумели придти представители нескольких западных дипломатических миссий. (Впрочем, судебное заседание, в ходе которого были заменены два судьи, проходило без журналистов). В итоге суд удовлетворил требование истца и обязал ответчицу покинуть жилплощадь в Ашхабаде.
«НВ» располагает как документом, содержащим это решение, так и письмом одного из сотрудников западных дипмиссий, присутствовавших в зале и квалифицировавших действия туркменской стороны по отношению к гражданке Махтимагомбетовой, как травлю. Дипломат утверждает, что ряд западных представительств направили 9 апреля соответствующую ноту в Министерство иностранных дел Туркменистана.
Виталий Волков Немецкая Волна 11 апреля 2004 г.