Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан стоит на пороге кадрового кризиса.

Туркменистан стоит на пороге кадрового кризиса.

В середине мая туркменский государственный телеканал сообщил об увольнении министра текстильной промышленности, который, по словам неутомимого деспота Сапармурата Ниязова, совершил «много грязных деяний». Такого рода сообщения появляются в стране, не вылезающей из чисток, практически каждую неделю. Некоторые эксперты предупреждают, что нескончаемые кадровые перетряски могут привести к нестабильности в Туркменистане.

Tуркменистан известен в мире главным образом как экспортер природного газа, однако прежде чем в стране начали добывать энергоресурсы, главной статьей экспорта был хлопок. Туркменистан все еще ассоциируют с изысканными изделиями из текстиля, особенно коврами. Поэтому увольнение министра текстильной промышленности привлекло особое внимание наблюдателей. Увольняя министра, Дортгулы Айдогдыева, Ниязов исполнил ставший уже привычным ритуал публичного унижения. По государственному телеканалу было передано заседание кабинета 16 мая, во время которого туркменский лидер издевался над Айдогдыевым, называя его некомпетентным и коррумпированным. «Я его предупреждал не один раз, чтобы он прекратил злодеяния и встал на правильный путь, тщательно изучил проблемы отрасли», сказал Ниязов. «Плохо то, что он ничего не знает об отрасли, и вообще полный профан в экономике».

Если Ниязова действительно разочаровался в профессиональных качествах министра, ему придется винить в этом только самого себя. Важным элементом масштабного культа личности, созданного Ниязовым, является постоянная ротация госслужащих. Всего за несколько дней до того, как слетела с плеч голова Агдогдыева, Ниязов уволил пятого руководителя Центрального банка за почти пять лет. Проблема в том, что после почти 15 лет постоянных перетрясок практически не осталось квалифицированных людей, которые были бы способны руководить страной.

«Последствия дестабилизирующей кадровой политики Ниязова очевидны. В правительственных кругах установилась атмосфера страха, которая мешает принятию обоснованных решений. В стране практически не осталось опытных профессионалов», говорит Эрика Дейли, руководитель Туркменского проекта при Институте «Открытое общество». [EurasiaNet также выпускается под эгидой ИОО.]

«В регионе люди дают огромные взятки, чтобы пробиться в высшие эшелоны власти, а в Туркменистане на это соглашаются неохотно, опасаясь более чем вероятного в скором времени увольнения, унижения, лишения имущества и заключения в тюрьму», добавила Дейли.

Ситуация будет только ухудшаться. Тоталитарные замашки Ниязова привели к уничтожению системы образования и здравоохранения. Срок обязательного обучения сокращен до девяти лет, а основным учебным пособием в школах служит «Рухнама» – книга, в которой изложены принципы туркменского образа жизни и которая по слухам принадлежит перу Ниязова. Туркменский лидер сократил также обучение на русском языке, ограничив возможности студентов, которые хотели бы получить высшее образование за рубежом, и возможности общения граждан с внешним миром. В секторе здравоохранения Ниязов, известный также как Туркменбаши, или отец туркмен, приказал закрыть большинство больниц и поликлиник, расположенных за пределами Ашгабата, и уволил несколько тысяч медсестер и врачей, заменив их неквалифицированными призывниками на военную службу. В результате всех этих действий следующее поколение туркменских лидеров может оказаться еще менее образованным и менее здоровым, чем нынешнее.

Кадровая политика Ниязова стала 22 мая предметом обсуждения на «Открытом форуме», организованным Туркменским проектом. Главные выступающие – Виталий Пономарев из московского правозащитного центра «Мемориал» и Фарид Тухбатуллин, председатель находящейся в изгнании Туркменской инициативы по правам человека, – выразили озабоченность надвигающейся нестабильностью в Туркменистане, напрямую связанной с дефицитом квалифицированных государственных чиновников.

Все это будет продолжаться до тех пор, пока жив Ниязов, благодаря культу личности которого страна кажется стабильной. Однако Туркменистан может легко сползти в хаос, когда Ниязов умрет или по каким-то причинам его деспотии придет конец. В результате его ухода создастся вакуум власти, обнаружится отсутствие элементарного механизма политической преемственности, заявили выступавшие на форуме. Кроме президента, «в правительстве сегодня нет никого с опытом работы в 1990-х годах», сказал Пономарев.

Но даже если где-то и ждет своего часа какого-то одаренный политик, ясной процедуры преемственности не существует и в стране скорее всего начнется жестокая борьба за власть, победу в которой одержит человек, обладающий скорее мускулами, а не мозгами. «Ни один из тех, кому благоволит Ниязов, не способен взять власть в свои руки», сказал Тухбатуллин.

Подчеркнув разрушительный характер кадровой политики Ниязова, Дейли привела в качестве примера опубликованный 17 мая доклад ООН о правах человека, в котором поднимается вопрос об обращении с женщинами в Туркменистане. Ашгабат отказался направить на сессию ООН экспертов по правам женщин, которые представляли бы туркменское правительство, предположительно из-за того, что таких экспертов в органах власти нет.

В последние годы состояние здоровья Ниязова стало предметом разного рода спекуляций. Ходили слухи, что у него болезнь сердца, для лечения которой требуется целая команда немецких врачей. Однако в силу закрытости режима нет никакой возможности независимо проверить информацию о состоянии его здоровья. 15 мая туркменское государственное телевидение сообщило, что Ниязов прошел ежегодное медицинское обследование с помощью группы, составленной из туркменских и немецких специалистов. «После обследования врачи сказали, что состояние здоровья уважаемого лидера очень хорошее», говорится в докладе.

Международное сообщество не способно предотвратить кризис в туркменском руководстве. Ниязов делает все, чтобы оградить страну от влияния внешних культурных факторов, сопротивляясь международному давлению. Вдобавок к этому зарубежные эксперты не могут добиться разрешения на въезд в страну, что затрудняет разработку стратегий предотвращения нестабильности и плана действий на случай чрезвычайных ситуаций, отметил Пономарев.

”Eurasianet”

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.