Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Как одна справка и туркменские чиновники довели многодетную мать до отчаяния.

Как одна справка и туркменские чиновники довели многодетную мать до отчаяния.

Вчера мы сообщили о видеообращении активистки Зарины Ахтямовой. О причинах побудивших ее к этому она рассказала ТХФ (публикуем с некоторыми сокращениями).

„Я родилась в городе Туркменабат, Лебапского велаята. Имею два средних образования. В 2002 году вышла замуж. В 2003 г. у меня родилась дочка, Каримова Сабина. Вскоре я развелась с мужем. В стране была большая безработица, муж материально не помогал, поэтому в 2006 году мне пришлось выехать в Турцию на заработки. Дочь осталась у моих родителей, а я работала и няней, и швеей, и переводчицей, чтоб помочь им.

В 2010 году вышла замуж за турка, мы оформили мусульманский брак „никях“. Официально оформить не получилось, так как у меня украли паспорт. По факту кражи подала заявление в местную полицию. Началось судебное разбирательство. На суде прокурор мне сказал: „С этим заявлением вы можете пойти в консульство Туркменистана и получить новый паспорт. Такова международная практика. Консульства обязаны обеспечить своего гражданина необходимыми документами“.

26 января 2010 года я пошла в наше консульство в гор. Стамбуле с соответствующими документами. Работники консульства даже не соизволили ознакомиться с ними. Лишь сказали: „Мы не можем ничем помочь. Мы не имеем полномочий обеспечивать каждого гражданина подобными документами. Поезжайте в Туркменистан и оформляйте там“.

А как я поеду, если у меня были медицинские противопоказания из-за тяжелой беременности? Я написала заявление с просьбой выдать справку - подтверждение копии паспорта. Она нужна при поступлении в роддом. Но они мне и в этой просьбе отказали. 4 апрела 2019 года в государственной турецкой больнице я родила недоношенную, в тяжёлом состоянии, девочку. По состоянию здоровья ребенка перевели в реанимационное отделение платной больницы, где за услуги потребовали выплатить 40,000 турецких лир (по курсу того времени 7,200 долларов) иначе ее могли нам не дать. Мы не в состоянии были выплатить такую сумму, так как работал только мой муж, а мы жили в съемной квартире. В больнице, учитывая мое положение, предложили оформить документы как мать- одиночка, поскольку таким матерям предусмотрена скидка.

Для этого мне нужен был документ о том, что я не состою в браке в Туркменистане, а в Турции я так и так не смогла официально зарегистрировать брак. 6 апреля 2019 года я вновь обратилась в консульство, показав все медицинские справки, что ребенок лежит в реанимации. Я потребовала встречи с генеральным консулом. Во время встречи с ним, он не представился, а у меня отняли телефон опасаясь, что я запишу разговор. После того, как я предъявила все подтверждающие документы он начал кричать: „Паспорта нет! На что надеялась, когда задумала рожать?“ И отказал, сказав, что я должна поехать в Туркменистан и там получить справку. Мне пришлось обратиться за помощью к родственнице в Туркмении. Дала ей доверенность, чтоб она получила справку о не замужестве (о семейном положении – ред. ТХФ). С большим трудом она раздобыла эту справку, заплатив взятку в 1,200 долларов, которую с нее потребовали чиновники. Только после этого я смогла выписать свою малышку из больницы.

Я вновь обратилась в „родное“ консульство за помощью для получения паспорта. Они мне ответили: „ Мы лишь выдаем справки для вылета на родину“. Я согласилась взять хотя бы такую справку, подтверждающую мое гражданство. Почему? Когда турецкая полиция останавливает, человек должен показать легальный документ, а копию паспорта они не признают.

К сожаленью, я не смогла выехать в Туркменистан, потому что они выдали справку сроком действия всего лишь-на всего 3 месяца. А в это время девочка постоянно болела. В октябре 2020 года я родила второго ребенка - Карделен. Мы с мужем пытались оформить на детей турецкие документы. К этому времени срок справки о не замужестве закончился и все опять уперлось в отсутствии документов из Туркменистана. Чтобы заново сделать документы нужно было повторно обращаться в туркменское консульство. В целом я ходила в консульство раз 15-20 и все без толку. Зная их отношение к своим соотечественникам, я пошла другим путем. Наше государство, в частности в лице дипломатических работников, никому, ни в чем не помогает. Как я поняла они не хотят выполнять свои функции. Я стала активисткой. Пытаюсь защищать свои права и права моих детей. Я выступаю в соцсетях с призывами к гражданам не молчать, а требовать свои права. Наше молчание и покорность позволили коррумпированным чиновникам засесть во всех инстанциях и мучить нас.

12 марта мы ходили в консульство на выборы президента Туркменистана, там они меня узнали: „Зачем Вы так много выступаете в Тик токе и в Ютубе, критикуете нас и правительство?“ После того как я проголосовала, меня завели внутрь консульства. Там ко мне подошли трое сотрудников, одного из них звали Мердан. Они пообещали, что начнут оформлять на моих детей свидетельства о рождении. Дали для заполнения анкеты, и потребовали 4 фото детей размером 3×4. Я попросила выдать справку о не замужестве, для того чтобы официально выйти замуж и получить турецкое гражданство для детей. Но они настаивали, что сначала нужно поехать в Туркменистан и оформить метрики (свидетельство о рождении – ред. ТХФ) на детей. Когда я заявила, что по семейным обстоятельствам не могу ехать в Туркменистан, они стали настаивать именно на нашем отъезде в Туркменистан. Для этого они готовы были подготовить нам документы для вылета.

13 марта я позвонила Мердану, он ответил: „Паспорт готов, приходите с детьми и забирайте. За материками придете попозже“. Но я им теперь не верю. Моя старшая дочь постоянно пишет мне, чтоб я прекратила открыто говорить правду. Оказывается к ним сначала приходили работники с домоуправления, затем из полиции и угрожали арестом, требуя чтоб я прекратила участвовать в оппозиционных чатах и акциях.

Оказывается после моих посещений консульства, 13 апреля в Туркменабад специально из Ашхабада приехали работники МИДа к моим родителям. Они продемонстрировали мои выступления в Ютубе, Тик-токе, где я протестую из-за нарушений режимом наших прав. Моего отца, Ахтямова Кярим Матыуловича, довели до сердечного приступа. Они кричали: ваша дочь связалась с террористической группой, пусть она уйдет оттуда, это нехорошая группа.

После каждого моего выступления в эфире консульские работники звонят мне, пишут, требуют прекратить эти выступления. Я опасаюсь, что они хотят насильно забрать меня в Туркменистан. Зачем им фотографии моих детей? Я знаю, что для оформления метрик на детей фотографий не требуется. Значит, они хотят оформить им выездной документ. Зачем они требуют прийти в консульство вместе с детьми, видимо они хотят насильно вывезти нас в Туркменистан…

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.