Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Как одна справка и туркменские чиновники довели многодетную мать до отчаяния.

Как одна справка и туркменские чиновники довели многодетную мать до отчаяния.

Вчера мы сообщили о видеообращении активистки Зарины Ахтямовой. О причинах побудивших ее к этому она рассказала ТХФ (публикуем с некоторыми сокращениями).

„Я родилась в городе Туркменабат, Лебапского велаята. Имею два средних образования. В 2002 году вышла замуж. В 2003 г. у меня родилась дочка, Каримова Сабина. Вскоре я развелась с мужем. В стране была большая безработица, муж материально не помогал, поэтому в 2006 году мне пришлось выехать в Турцию на заработки. Дочь осталась у моих родителей, а я работала и няней, и швеей, и переводчицей, чтоб помочь им.

В 2010 году вышла замуж за турка, мы оформили мусульманский брак „никях“. Официально оформить не получилось, так как у меня украли паспорт. По факту кражи подала заявление в местную полицию. Началось судебное разбирательство. На суде прокурор мне сказал: „С этим заявлением вы можете пойти в консульство Туркменистана и получить новый паспорт. Такова международная практика. Консульства обязаны обеспечить своего гражданина необходимыми документами“.

26 января 2010 года я пошла в наше консульство в гор. Стамбуле с соответствующими документами. Работники консульства даже не соизволили ознакомиться с ними. Лишь сказали: „Мы не можем ничем помочь. Мы не имеем полномочий обеспечивать каждого гражданина подобными документами. Поезжайте в Туркменистан и оформляйте там“.

А как я поеду, если у меня были медицинские противопоказания из-за тяжелой беременности? Я написала заявление с просьбой выдать справку - подтверждение копии паспорта. Она нужна при поступлении в роддом. Но они мне и в этой просьбе отказали. 4 апрела 2019 года в государственной турецкой больнице я родила недоношенную, в тяжёлом состоянии, девочку. По состоянию здоровья ребенка перевели в реанимационное отделение платной больницы, где за услуги потребовали выплатить 40,000 турецких лир (по курсу того времени 7,200 долларов) иначе ее могли нам не дать. Мы не в состоянии были выплатить такую сумму, так как работал только мой муж, а мы жили в съемной квартире. В больнице, учитывая мое положение, предложили оформить документы как мать- одиночка, поскольку таким матерям предусмотрена скидка.

Для этого мне нужен был документ о том, что я не состою в браке в Туркменистане, а в Турции я так и так не смогла официально зарегистрировать брак. 6 апреля 2019 года я вновь обратилась в консульство, показав все медицинские справки, что ребенок лежит в реанимации. Я потребовала встречи с генеральным консулом. Во время встречи с ним, он не представился, а у меня отняли телефон опасаясь, что я запишу разговор. После того, как я предъявила все подтверждающие документы он начал кричать: „Паспорта нет! На что надеялась, когда задумала рожать?“ И отказал, сказав, что я должна поехать в Туркменистан и там получить справку. Мне пришлось обратиться за помощью к родственнице в Туркмении. Дала ей доверенность, чтоб она получила справку о не замужестве (о семейном положении – ред. ТХФ). С большим трудом она раздобыла эту справку, заплатив взятку в 1,200 долларов, которую с нее потребовали чиновники. Только после этого я смогла выписать свою малышку из больницы.

Я вновь обратилась в „родное“ консульство за помощью для получения паспорта. Они мне ответили: „ Мы лишь выдаем справки для вылета на родину“. Я согласилась взять хотя бы такую справку, подтверждающую мое гражданство. Почему? Когда турецкая полиция останавливает, человек должен показать легальный документ, а копию паспорта они не признают.

К сожаленью, я не смогла выехать в Туркменистан, потому что они выдали справку сроком действия всего лишь-на всего 3 месяца. А в это время девочка постоянно болела. В октябре 2020 года я родила второго ребенка - Карделен. Мы с мужем пытались оформить на детей турецкие документы. К этому времени срок справки о не замужестве закончился и все опять уперлось в отсутствии документов из Туркменистана. Чтобы заново сделать документы нужно было повторно обращаться в туркменское консульство. В целом я ходила в консульство раз 15-20 и все без толку. Зная их отношение к своим соотечественникам, я пошла другим путем. Наше государство, в частности в лице дипломатических работников, никому, ни в чем не помогает. Как я поняла они не хотят выполнять свои функции. Я стала активисткой. Пытаюсь защищать свои права и права моих детей. Я выступаю в соцсетях с призывами к гражданам не молчать, а требовать свои права. Наше молчание и покорность позволили коррумпированным чиновникам засесть во всех инстанциях и мучить нас.

12 марта мы ходили в консульство на выборы президента Туркменистана, там они меня узнали: „Зачем Вы так много выступаете в Тик токе и в Ютубе, критикуете нас и правительство?“ После того как я проголосовала, меня завели внутрь консульства. Там ко мне подошли трое сотрудников, одного из них звали Мердан. Они пообещали, что начнут оформлять на моих детей свидетельства о рождении. Дали для заполнения анкеты, и потребовали 4 фото детей размером 3×4. Я попросила выдать справку о не замужестве, для того чтобы официально выйти замуж и получить турецкое гражданство для детей. Но они настаивали, что сначала нужно поехать в Туркменистан и оформить метрики (свидетельство о рождении – ред. ТХФ) на детей. Когда я заявила, что по семейным обстоятельствам не могу ехать в Туркменистан, они стали настаивать именно на нашем отъезде в Туркменистан. Для этого они готовы были подготовить нам документы для вылета.

13 марта я позвонила Мердану, он ответил: „Паспорт готов, приходите с детьми и забирайте. За материками придете попозже“. Но я им теперь не верю. Моя старшая дочь постоянно пишет мне, чтоб я прекратила открыто говорить правду. Оказывается к ним сначала приходили работники с домоуправления, затем из полиции и угрожали арестом, требуя чтоб я прекратила участвовать в оппозиционных чатах и акциях.

Оказывается после моих посещений консульства, 13 апреля в Туркменабад специально из Ашхабада приехали работники МИДа к моим родителям. Они продемонстрировали мои выступления в Ютубе, Тик-токе, где я протестую из-за нарушений режимом наших прав. Моего отца, Ахтямова Кярим Матыуловича, довели до сердечного приступа. Они кричали: ваша дочь связалась с террористической группой, пусть она уйдет оттуда, это нехорошая группа.

После каждого моего выступления в эфире консульские работники звонят мне, пишут, требуют прекратить эти выступления. Я опасаюсь, что они хотят насильно забрать меня в Туркменистан. Зачем им фотографии моих детей? Я знаю, что для оформления метрик на детей фотографий не требуется. Значит, они хотят оформить им выездной документ. Зачем они требуют прийти в консульство вместе с детьми, видимо они хотят насильно вывезти нас в Туркменистан…

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских граждан на свободу передвижения.
Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских...
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами прав человека в Каракалпакстане
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами...