Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Исследование туркменского здравоохранения подобно изучению черной дыры.

Исследование туркменского здравоохранения подобно изучению черной дыры

12 апреля международная медицинская гуманитарная организация «Врачи без границ» («Médecins Sans Frontières» - MSF), которая прекратила свою деятельность в стране еще в декабре, опубликовала доклад «Туркменистан: непрозрачная система здравоохранения». Доклад предает гласности некоторые ключевые вопросы в здравоохранительной области. Туркменские власти негативно отреагировали на этот доклад. Государственное информационное агентство ТДХ сообщило, что на последнем заседании кабинета министров, где обсуждался этот вопрос, было сказано, что современный Туркменистан обладает «уникальной и хорошо налаженной системой здравоохранения, которая за годы независимости на практике доказала свою доступность и эффективность».

Своим мнением по вопросам туркменского здравоохранения в интервью NBCA поделился Бернд Речел, преподаватель в сфере общественного здравоохранения в Лондонской школе гигиены и тропической медицины, исследователь Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, а также соавтор работы «Здравоохранение в Туркменистане после Ниязова». Господин Речел имеет степени бакалавра социологии, магистра в сфере расовых и этнических исследований, и доктора в области российских и восточно-европейских исследований.

Как вы оцениваете систему туркменского здравоохранения?

Речел: Туркменская система здравоохранения сталкивается с теми же трудностями, которые существуют и в других центральноазиатских странах, - высокий уровень инфекционных заболеваний, таких как туберкулез, а также высокая детская и женская смертность, – но ситуация в Туркменистане усугубляется отсутствием прозрачности. Правительство часто следует политике отрицания и подтасовки данных. Одна из главных проблем заключается в том, что достоверные данные по системе здравоохранения и здоровью населения напрочь отсутствуют. Правительственные статистические данные либо не публикуются, либо являются недостоверными. Это относится, например, к материнской смертности. Заявленные данные по материнской смертности в Туркменистане были ниже этих же данных для Нидерландов – что является просто невозможным для такой страны, как Туркменистан. Кроме этого, туркменское правительство утверждает, что за последние годы в стране не было зарегистрировано ни одного случая ВИЧ – что абсолютно невероятно. В тех случаях, когда правительственные статистические данные либо отсутствуют, либо недостоверны, в своих странах мы можем использовать исследования для получения более четкой картины о существующей ситуации. Однако проведение независимых исследований в Туркменистане в данный момент невозможно. Попытка исследования здоровья населения в Туркменистане может сравниваться с изучением черной дыры.

NBCA: В докладе MSF обращается внимание на низкое качество медицинского ухода и невысокую квалификацию медперсонала по различным причинам. Это слабая подготовка медицинских работников, страх перед режимом, который создает обстановку тревоги и неуверенности среди врачей из-за частой перестановки кадров.

Каков, по вашим сведениям, уровень медицинского обслуживания в Туркменистане?

Rechel: По моим сведениям, низкое качество медицинского обслуживания, и в особенности нехватка квалифицированного медицинского персонала представляют собой некоторые из основных проблем здравоохранения в стране. Правительство Ниязова нанесло серьезный урон образовательному сектору, включая образование медицинского персонала, и хотя на данный момент период обучения был снова продлен, качество образования остается под большим вопросом. Так же, как и в других республиках бывшего Советского Союза, неофициальная оплата медицинских услуг стала распространенным явлением. Она является дополнением к низкой заработной плате медицинских работников, но ведет к подчас ненужному лечению и, в конечном итоге, низкому качеству медицинских услуг.

NBCA: Как сокрытие фактов инфекционных заболеваний, сифилиса и ВИЧ, о чем упоминается в докладе MSF, влияет на здоровье общества? Насколько это может быть оправдано?

Rechel: Сокрытие фактов инфекционных заболеваний не может быть оправдано ни в коей степени. Оно наносит только ущерб, лишает пациентов возможности получить необходимое лечение и повышает риски для населения. Это можно представить на примере вируса атипичной пневмонии, который долгое время скрывался китайскими властями, после чего произошло несколько масштабных вспышек этого заболевания по всему миру.

NBCA: Насколько, на ваш взгляд, туркменские власти готовы обеспечить транспарентность в здравоохранении? Что для этого надо сделать?

Rechel: Мы требовали проведения независимой оценки ситуации в здравоохранении страны, а также самой системы здравоохранения, но все эти усилия были блокированы. Мировая общественность должна принимать больше мер по требованиям обеспечения прозрачности в системе здравоохранения. При отсутствии основных данных по системе здравоохранения данной страны ее улучшение будет невозможным.

Интервью взяла Инга Сикорская, главный редактор IWPR по Туркменистану и Узбекистану

(Материал был подготовлен в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.)

Последние новости

С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев. ОБСЕ БДИПЧ Варшава.
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность?
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность? ОБСЕ БДИПЧ Варшава.