Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Кто накормит туркменского солдата?

Кто накормит туркменского солдата?

Главный пункт документа, распространенного международной правозащитной организацией Туркменский Хельсинский Фонд, состоит в том, что в республике призыв в армию и служба в ней сопровождаются нарушениями прав молодых людей. При этом представители фонда ссылаются на подтверждающие это утверждение многичисленные независимые источники информации в самом Туркменистане. Говорит руководительница ТХФ Таджигуль Бегмедова:

ТБ: Призывные комиссии не считаются с заключениями врачей о пригодности призывника служить в армии по состоянию здоровья. В первую очередь призывные комиссии ставят вопрос не о пригодности служить, а о его ”состоятельности”.

Коррупция и взяточничество пронизали Министерство обороны и призывные комиссии. Нередки примеры, когда родители, по-знакомству, устраивают своих сыновей на работу в самом Министерстве обороны, в военкомат по месту жительства. Хуже обстоит дело с теми, кто вынужден служить.

В стране нет практики отсрочек от службы. Никто не учитывает отсрочек, которые действовали раньше. Например, если призывник – единственный кормилец, если у него уже есть двое детей и других.

Что же касается самой службы в армии, по словам Т.Бегмедовой:

ТБ: В ТХФ поступают сообщения, что в туркменской армии процветает дедовщина, рукоприкладство, в том числе на базе межплеменных отношений. Допустим, парень из Чарджоуского велаята, эрсаринец, и его как назло призывают в Ахалский велаят, где он сталкивается с этой проблемой. Мать Мухаммеда М. пишет: ”Мы туркмены не титульного племени. Из-за этого моего сына во время прохождения службы избили до полусмерти. Местные врачи не могли ему помочь и нам пришлось поехать в Мары, где он проходил службу, и увезти его на операцию в Ашхабадский госпиталь. Нам никто ничего не объяснил и не собирался объяснять. У нас нет комитета солдатских матерей, это запрещено. Ходить и жаловаться по инстанциям себе дороже обойдется. Сын рассказал, что у них в воинской части систематически происходят драки, избиения. Кстати в госпитале лечилось еще несколько парней, ”пострадавших” на службе. Причем офицеры сами провоцируют подобные эксцессы.”

Слова главы ТХФ Т.Бегмедовой подтверждает наш корреспондент в регионе Ораз Сарыев, который сообщает, что проявления дедовщины, в том числе и избиения, часто возникают на почве борьбы за выживание в прямом смысле этого слова. Дело в том, что солдаты туркменской армии голодны. Так, иранские бизнесмены, часто пересекающие границу Ирана и Туркменистана в Гудриолуме, Гаудане и через Серахский таможенный переход, сообщают о массовом попрошайничестве среди туркменских пограничников, просящих еду. Пограничники, несущие службу на границе с Узбекистаном, решают проблему питания по-другому. Они разрешают жителям приграничных узбекских сел вывозить контрабандные товары из Туркменистана в обмен на продукты. Среди солдат срочной службы, несущих охрану колоний и тюрем, обычной практикой является изъятие передач у осужденных. По информации, полученной Оразом Сарыевым от источника в правоохранительных органах республики, провиант охранники ИТО и заключенные получают общий, поэтому заключенные вообще содержатся на голодном пайке. По утверждению одного из сотрудников Министерства здравоохранения Туркменистана, в воинских частях, дислоцированных в Ташаузском велаяте, помимо недостатка провианта, не соблюдаются минимальные санитарно-гигиенические нормы. В результате летом начинаются эпидемии гепатита и других тяжелых инфекционных заболеваний. Нередки случаи летальных исходов. Особенно это характерно для отдаленных от больших городов воинских частей, куда родственники солдат не имеют возможности доставлять им медикаменты, продукты, одноразовые шприцы и так далее.

Глава ТХФ Т.Бегмедова продолжает тему:

ТБ: Еще одним вопиющим фактом нарушения прав срочников является принудительная необходимость работать в народном хозяйстве, которая была введена с 2002 г. Несколько министерств и ведомств страны ежегодно обязаны принимать в ряды своих трудовых армий по 20 тыс. граждан, обеспечивать их работой, жильем и пропитанием. Полуголодных ребят заставляют работать на строительстве, на транспорте, на сельхозугодиях и др. неквалифицированных работах.

Корреспондент ТХФ сообщает: «После выступления Ниязова руководители строек, заводов и других объектов с удовольствием взялись за идею президента использовать солдат на производстве. Чтобы сэкономить на зарплате, везде где можно, вместо профессиональных рабочих ставят солдат. Им выплачивают в месяц всего 45 000 манат ( 2 доллара по рыночному курсу). Заметьте, правительство страны официально заявляет, что средняя зарплата в Туркменистане 2,5 млн.манат.

Кроме того, по словам Т.Бегмедовой:

Солдат никто не обучает технике безопасности, правилам пользования спецтехникой. Из-за этого в туркменском воинском составе имеются смертные случаи. На производстве необученные солдаты попадают в производственные аварии, под свалившиеся грунты, были случаи отравления на производстве и т.д. В гражданской жизни если в такую ситуацию попадают штатные работники, то по закону руководители производств обязаны выплачивать семье пострадавшего пособие, а с солдатами легче: никаких разбирательств, просто воинское начальство посылает семье солдата уведомление, что их сын погиб при исполнении воинской службы”.

А вот как руководители производств выполняют обязательство кормить солдат. Рассказывает Алтын-дайза из Ашгабада:”Я живу на центральной улице, где установлен памятник Ниязову. Систематически глубокой ночью к нам в дверь стучатся солдаты, которые несут дежурство у памятника. Они просят у нас хлеба и вообще чего - нибудь поесть. Они попрошайничают у всех близлежащих домов, поскольку знают, что обязательно кто-нибудь откроет и накормит”.

Госпожа Бегмедова, в международной прессе появляется информация, что военнослужащие туркменской армии иногда выполняют функции, присущие правоохранительным органам?

ТБ: Мы имеем несколько подтверждений тому, что во время обысков приглашают солдат – от 10 до 20 человек, и они присутствуют при выселении граждан из их домов и при обыске. Их приглашают в качестве понятых или в качестве свидетелей. Мы считаем, что эти люди подчинены начальству и могут подписать любой документ, который их заставляют подписать. Это считается незаконным, потому что они не являются объективными свидетелями.

Виталий Волков Немецкая Волна 26 апреля 2004 г.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.