Выборы туркменского президента прошли без сюрпризов, сообщают наблюдатели NBCA.
Президентские выборы, назначенные в Туркменистане после смерти 21 декабря авторитарного правителя Сапармурата Ниязова, состоялись в прошедшее воскресенье. В них, согласно официальным данным, приняло участие более 98% всех избирателей.
Итоги выборов будут оглашены Центризбиркомом только 14 февраля. На этот день назначена и инаугурация будущего президента, которым, скорее всего, будет объявлен по итогам голосования Гурбангулы Бердымухаммедов, действующий и.о. президента.
Несмотря на широко разрекламированную агитационную кампанию с участием шести кандидатов, иностранные наблюдатели не присутствовали на участках, а эксперты из числа представителей ОБСЕ и ООН ограничились посещением центральных избирательных участков в Ашгабаде. Роль местных наблюдателей выполняли чиновники и государственные служащие.
Последние, присутствовавшие на всех 1625 избирательных участках Туркменистана, отметили «высокий организационный уровень» выборной кампании прошедшей «в соответствии с действующим в стране законодательством и нормами международного права».
Несмотря на это, обозреватели NBCA Ашгабате сообщили, что нынешние выборы мало чем отличались от прежних, проходивших при Ниязове.
Молодым избирателям, голосующим впервые по традиции вручали «Рухнаму», свод нравоучений покойного президента, на всех избирательных участках дежурили сотрудники МНБ, а по заданию властей руководители вузов и школ ходили по домам и заставляли избирателей принять участие в голосовании.
«Мне в 11 часов забарабанили в дверь и потребовали, чтобы я немедленно шла на выборы» - рассказывает 35-летняя жительница Ашгабада.
В сельских же регионах, по словам Таджигуль Бегмедовой, председателя Туркменского Хельсинкского фонда, чьи активисты осуществляли неофициальное наблюдение на участках, отмечена низкая избирательная активность.
На пассивность избирателей во многом повлияло чувство предопределенности, говорит Бегмедова, цитируя одного из избирателей: «Нет никакого интереса. За нас уже все решили. Кто эти кандидаты, мы не знаем, мы их не выдвигали. Поэтому я не собирался даже идти. И я, и моя семья, и мои друзья сидели дома».
Вместе с тем, некоторые жители Туркменистана, опрошенные NBCA, сделали свой выбор осознанно. «Он – единственный, в чьем лице я вижу печать интеллекта», - сказала немолодая женщина-библиотекарь.
Другие ждут исполнения его предвыборных обещаний, надеясь на повышение пенсий и зарплат, открытие доступа к Интернету и реформу образовательной системы.
Мы «выбрали того, кто и так уже правит страной», говорят избиратели, тоже имея в виду главного фаворита.
IWPR