Фото: Садокат Нуримбетова
Туркменские власти продолжают ущемлять права на свободу передвижения этнической узбечки Садокат Нуримбетовой, которая 15 июля в международном аэропорту гор. Ашгабат была снята с рейса самолета туркменских авиалиний, вылетающего в Стамбул. Гражданка Туркменистана Нуримбетова - студентка 2 курса Стамбульского медицинского университета, в Туркменистан прибыла 5 июня для продления заграничного паспорта.
Мать студентки, Хамида Бабаджанова, вынуждена была записать видео обращение к президенту Туркменистана Сердар Бердымухамедову и выложить на Ютуб-канале .
Как оказалось, бабушка студентки , Якуджан Бабаджанова, написала письмо президенту Туркменистана Сердару Бердымухамедову (копии: Министру иностранных дел Рашиду Мередову, в Государственную миграционную службу Сазакову Аманмухаммету и Омбудсмену Туркменистана Яздурсун Гурбанназаровой). Однако, документ был отправлен только в миграционную службу, поскольку на почте города Куня-Ургенч категорически отказались принимать письма, адресованные президенту, МИД и Омбудсмену.
Столкнувшись с отказом, родственники Садокат обошли почтовые отделения нескольких районов Дашогузской области, включая областной центр, но всюду получили аналогичный отказ.
В соседних странах - Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане граждане могут отправить свои обращения руководству страны через интернет или по электронной почте. Но в Туркменистане это невозможно. Хотя президент С. Бердымухамедов, как и его отец Г. Бердымухамедов, продолжает систематически заявлять о цифровизации туркменского общества, до сих пор отсутствует сайт Президента Туркменистана, электронные приемные, нет электронной почты органов власти, куда туркмены могли бы обратиться.
Теперь, как видим, ограничена и возможность почтовых отправлений на имя главы государства.
Также многие почтовые отделения отказываются принимать письма в адрес руководителей государственных ведомств. На сайтах Государственной миграционной службы и Омбудсмена так же отсутствуют электронные адреса этих организаций.
Из-за активной гражданской позиции Хамиды Бабаджановой, ее родственники также попали в немилось туркменским властям.
С начала года двух сестер Хамиды Бабаджановой без объяснения причин не выпустили из Туркменистана: одну в Турцию в феврале 2024г.; другую в апреле из Куня-Ургенча в Узбекистан. Обе обжаловали данное решение, каждая получила официальный ответ от Миграционной службы подтверждающий запрет на выезд, но не объясняющий причину. Хамида уверена, что это сделано в качестве возмездия за ее активность.
Когда женщины пытались уточнить в миграционной службе причины запрета, они узнали, что их третья сестра также находится в „черном списке“ невыздных. Чиновники предупредили: „пусть даже не пытается выехать“.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.