13 января Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека сообщил об отк азе Главной прокуратуры Стамбула возбудить уголовное дело против туркменских активистов, на чем настаивало консульство Туркменистана в Стамбуле. Прокуратура провела расследование в связи с инцидентом 16 августа 2022 года. Тогда группа граждан Туркменистана, их адвокаты и представители турецких правозащитных организаций пытались передать сотрудникам консульства обращение на имя президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова. В ответ они подверглись оскорблениям, угрозам и насилию со стороны сотрудников консульского учреждения. Один из активистов получил серьезные травмы головы и лица. В происходящее вмешалась полиция, пострадавшие в тот же день обратились с заявлением в прокуратуру. Так же в прокуратуру обратилось и консульство Туркменистана.
Недавно нам удалось получить копию решения Бюро по расследованию терроризма и организованной преступности Главной прокуратуры города Стамбул по жалобе консульства. Полагаем, что для туркменских активистов будет полезно ознакомиться с позицией турецкой прокуратуры по данному делу.
Согласно документу расследование проводилось в отношении представителя турецкого НПО “Ozgur-Der” Мехмет Эмин Качмаза, туркменских активистов Атамурада Сапарова и Дурсолтан Тагановой. Подозреваемые заявили, что отвергают обвинение, так как не имели намерения нарушить закон и не совершали каких-либо правонарушений.
В решении указывается, что расследование проводилось в связи с сопротивлением законным действиям должностных лиц. При этом, как отметила прокуратура, сотрудники правоохранительных органов имеют право применять силу без предупреждения лишь в случаях, когда имеет место фактическое нападение либо сопротивление, либо нападение на места и лиц, которые они защищают, что предусмотрено законом, но не во всех случаях незаконных митингов или демонстраций. Для квалификации правонарушения как „сопротивление“ необходимо наличие трех условий: участие в незаконном митинге или демонстрации, наличие приказа о его прекращении, насильственное пресечение незаконной акции. Наказуемым является не само участие в митинге, а невыполнение распоряжения компетентного органа о его прекращении.
Прокуратура отмечает, что „митинг или шествие могут быть незаконными с самого начала или стать незаконными позже. Лицо, участвующее в митинге или шествии, может не знать, является ли данная акция законной или нет. Лишь после предупреждения административного органа становится ясно, что митинг или шествие противозаконны. Если участник продолжает свои действия после этого предупреждения, это действие является правонарушением“.
С учетом сказанного, констатирует прокуратура, нет оснований полагать, что в действиях подозреваемых имеется состав предполагаемого преступления, поэтому нет оснований преследовать их в связи с инцидентом 16 августа.
То есть, предупреждать, разгонять и применять силу против митингующих или демонстрантов имеют право только сотрудники правоохранительных органов. Туркменские консульские работники же не имели права применять силу в отношении вышеперечисленных посетителей, которые не ставили под угрозу жизни окружающих.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.