Пациенты и врачи констатируют, что оборудованные по последнему слову техники медицинские центры и больницы мало влияют на качество здравоохранительных услуг в Туркменистане. В конце июля страна отметила 15-летие Государственной программы „Саглык” («Здоровье»), главным компонентом которой является внедрение института семейной медицины, системы медицинского страхования, перевод многих медицинских услуг на платную систему.
К этой дате была приурочена конференция «Эпоха великого Возрождения Туркменистана и преобразования в системе здравоохранения - 2010», которая состоялась в Ашгабате. «В эпоху великих преобразований в стране возведены и модернизированы десятки медицинских учреждений, оснащенных самым современным оборудованием, усовершенствована материально-техническая база здравоохранения, и это самым позитивным образом сказалось на снижении уровня заболеваемости и повышении продолжительности жизни населения»,- сообщило государственное агентство TДХ , комментируя достижения в здравоохранительной сфере.
После прихода к власти в 2007 году президент Гурбангулы Бердымухаммедов, стоматолог, доктор медицинских наук, профессор по специальности «Социальная гигиена и организация здравоохранения» начал реформы в системе здравоохранения. Он выделил сотни миллионов американских долларов на строительство в каждом велаяте страны крупных клиник по охране материнства и детства и одобрил проект строительства крупного офтальмологического центра в Ашгабате. За последние годы были сданы в эксплуатацию новые медицинские центры по лечению онкологических заболеваний и болезней головы и шеи, многопрофильные больницы.
Однако критики не перестают говорить о том, что здоровье населения не улучшилось, а качество медицинских услуг по-прежнему недостаточное. Врач из Ашгабата высказал беспокойство по поводу отсутствия в стране профилактики заболеваний, роста суицидов, материнской и детской смертности. 30-летняя мать двоих детей из северной провинции страны рассказала, что в местных больницах диагностика заболеваний затруднена. «В нашем велаятском диагностическом центре установлен многофункциональный томограф, но то ли он неисправен, то ли на нем никто не умеет работать, но нам с дочкой пришлось выехать в столицу, чтобы провести томографию головного мозга ребенку», - говорит она.
50-летний туркмен рассказал, что отправлял снимок своего головного мозга российским врачам на диагностику. «Как мне сказали сами местные медики, здесь толком не умеют читать и расшифровывать результаты, поэтому лучше снимок отправить в Россию или Америку», - сказал он. Бахты из Ашгабата, медик с большим стажем работы из Ашгабата, сказала, что местные хирурги в своей практике используют старые методы оперативного лечения, что пугает пациентов. «Несколько бизнесменов отправились на операцию по удалению мениска в Европу, из-за того, что там применяется более щадящий метод, причем больной встает на ноги в тот же день, - отмечает она. - В Туркменистане врачи удаляют мениск старым способом, что выводит больного из строя на срок более недели». Низкая квалификация местных медиков, по мнению экспертов в области образования, связана со слабой подготовкой медицинских кадров, отсутствием долгие годы программ обмена и курсов повышения квалификации врачей.
«В мединститут, как и в любой другой вуз, принимают по протекции, причем размер взятки на несколько порядков выше, чем в другие вузы. Да и учебный процесс не обходится без мздоимства,- рассказывает пенсионер из Мары, проработавший около сорока лет в системе образования южного велаята. - В такой ситуации откуда взяться хорошим специалистам?». Таджигуль Бегмедова, лидер Туркменского Хельсинского фонда по правам человека из Болгарии надеется, что ситуация с подготовкой медицинских кадров может измениться к лучшему, и дорога в медицину по призванию, а не за взятки будет открыта. «В этом году появилась маленькая надежда, что среди абитуриентов поубавится число детей высокопоставленных чиновников, - рассуждает правозащитница. - Согласно негласному указанию детей чиновников теперь не будут принимать в местные вузы, а будут направлять за рубеж”. Другие комментаторы, опрошенные NBCA в Туркменистане, указали на дороговизну платных медицинских услуг и существующие неофициальные платы врачам, которые не всегда гарантируют выздоровление больных.
Госпитализация больному без медицинской страховки обойдется в $75, пребывание одного дня в онкологической больнице – $25. Оплата за приобретение лекарственных препаратов производится отдельно. При наличии страхового полиса предусмотрена десятипроцентная скидка. «Только за общий анализ мочи и крови с меня в поликлинике взяли почти 4 доллара, - жалуется житель поселка Фараб в Лебапском велаяте на востоке страны.- Моя соседка табиб [народный целитель] за 20 центов все расскажет про мою болезнь, и всяких снадобий даст». Ветеран Второй мировой войны заметил, что не хочет ложиться в больницу на плановое обследование, поскольку у него нет денег, чтобы «привлечь внимание врачей». «Врач заходит в палату и демонстративно не замечает бесплатных больных, подходит к тем, кто платит. С ними он внимателен,- жалуется пожилой мужчина.- Как-то ночью мне стало плохо, врач предложил мне самому сходить в аптеку за нужным лекарством, так как у него нет таблеток».
Комментаторы также напомнили, что уход из Туркменистана в прошлом году известной международной организации «Врачи без границ» из-за существующих проблем в системе местного здравоохранения лишь усугубил проблемы в этой сфере. Ответом властей на закрытие международной программы стала ликвидация в Ашгабате Центра по профилактике туберкулеза, центрального кожно-венерологического диспансера, Национального центра по профилактике AIDS, Банка крови и Ашгабатского городского госпиталя инфекционных болезней.
NBCA Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy